Банки раздают QR-коды
Бизнес все еще не считает СБП альтернативой эквайрингу
Банк России отметил в сентябре более чем двукратный рост оплаты через систему быстрых платежей (СБП) по QR-кодам. Количество банков и компаний, подключивших этот сервис, увеличилось в 1,6 раза. Участники рынка связывают динамику с отказом ЦБ от продления ограничений эквайринговых комиссий — разница между стоимостью оплаты по картам и через СБП для торгово-сервисных предприятий (ТСП) резко выросла. Но значительная часть крупных банков до сих пор не оказывает услуги оплаты через СБП по QR-кодам, а подключение может занимать долгое время. Поэтому участники рынка торговли не считают систему реальной альтернативой эквайрингу.
По данным ЦБ, в сентябре объем платежей по QR-коду через СБП вырос более чем вдвое, до 390 млн руб. Количество ТСП, подключенных к сервису, увеличилось с 25 тыс. до 40 тыс., число банков-участников, поддерживающих оплату по QR-кодам,— с 14 до 22.
Более того, сами компании начали активно продвигать этот сервис. В частности, в маркетплейсе Wildberries “Ъ” сообщили, что с 1 октября ввели скидку в размере 5% при оплате через СБП, в то время как при оплате картой «Мир» скидка составляет 3%. В компании добавили, что в третьем квартале объем оплаты через СБП вырос по сравнению со вторым кварталом на 95%.
Ольга Скоробогатова, первый зампред Банка России, о платежах через СБП по QR-кодам, 2 сентября 2019 года
Данный инструмент также позволит торговым предприятиям сократить издержки и предложить новые программы лояльности для клиентов
По словам банкиров, после того как ЦБ 15 апреля в связи с пандемией ввел ограничения на размер эквайринговой комиссии для ряда направлений интернет-торговли в размере 1%, многие компании заморозили работу по подключению к СБП, где комиссия составляет 0,4–0,7%. Однако после того, как регулятор подтвердил, что с 1 октября комиссии вернутся на прежний уровень, то есть вырастут до 2–3%, интерес к оплате через СБП оживился. Так, по словам директора департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инны Емельяновой, известие о том, что льготная комиссия в интернет-эквайринге не будет продлена, стимулировала ряд ритейлеров, которые откладывали присоединение к СБП, оперативно завершить процесс.
Госпожа Емельянова утверждает, что в сентябре банк почти каждый день запускал прием платежей по СБП у новых клиентов, включая, например, «Детский мир», Finn Flare и «другие крупные сети». Также в сентябре Райффайзенбанк подключил к оплате через СБП Melon Fashion Group, а ВТБ — терминально-складские услуги ОАО РЖД. По словам руководителя направления Daily Banking Райффайзенбанка Павла Лоуцкера, в сентябре число клиентов банка, использующих СБП, увеличилось на 18%. В ПСБ в сентябре количество оплат по QR-коду через СБП и объем этих операций удвоились. В Тинькофф-банке в августе автоматизировали подключение бизнеса к СБП, и теперь это легко сделать в личном кабинете на сайте Тинькофф-оплаты. В банке уверяют, что в результате в сентябре оборот платежей по QR-кодам в магазинах клиентов банка вырос в несколько раз.
Заместитель директора департамента розничных клиентских решений и цифрового бизнеса Росбанка Лидия Каширина сообщила “Ъ”, что в августе там запустили пилотный проект по оплате товаров с помощью QR-кодов через СБП с сетью «Связной». «По итогам сентября в банке наблюдается значительный рост количества трансакций оплаты через СБП»,— рассказала она, а до конца года оплата будет доступна в интернет-магазине «Связного».
В то же время президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов уверен, что пока СБП не может являться полноценной альтернативой интернет-эквайрингу, поскольку C2B-сценарий оплаты (клиент—бизнесу) не поддерживается большинством банков. «В частности, лишь половина из системно значимых банков предоставляют такие услуги, не говоря уже о менее крупных, но значимых игроках, на карточном рынке,— отмечает господин Соколов.— К тому же процесс внедрения нового сервиса растягивается на несколько месяцев, в том числе и на стадии пилотных проектов для нескольких объектов».