Российские фонды пошли на убыль
Нерезиденты больше предпочитают китайские активы
Российский рынок акций не смог противостоять уходу международных инвесторов от рисков. За минувшую неделю отток средств из российских фондов возобновился, а их общие потери с середины июня составили почти $0,5 млрд. Усиление геополитических рисков, в том числе рост ожиданий в отношении победы на выборах в США Джо Байдена, а также усиление налоговой нагрузки на добывающие компании действуют не в пользу российских эмитентов. В таких условиях иностранные инвесторы отдают предпочтение китайским фондам.
Оптимизм в отношении российского рынка, зафиксированный в середине сентября (см. “Ъ” от 28 сентября), оказался непродолжительным. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), международные инвесторы вновь стали забирать деньги из российских фондов акций. По данным Bank of America (использующего данные EPFR), за неделю, окончившуюся 30 сентября, отток средств из них составил $39 млн, превысив приток неделей ранее. Стабильный отток средств (прерываемый редкими всплесками оптимизма) наблюдается с середины июня, за это время нерезиденты вывели из фондов акций почти $0,5 млрд.
494 миллиона долларов
составил отток средств из российских фондов акций с середины июня
Как отмечает портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Эдуард Харин, иностранцы продолжают постепенно сокращать экспозицию на российские активы, прежде всего за счет роста геополитических рисков. Причем в последнюю статистику не попала реакция инвесторов на известие о заболевании президента США Дональда Трампа (см. “Ъ” от 3 октября). Глава аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев отмечает, что большинство развивающихся рынков столкнулись на прошлой неделе с массовым оттоком иностранного капитала,— риски второй волны также определяют поведение инвесторов на высокодоходных рынках.
На настроение инвесторов влияют и сугубо российские факторы. По словам Эдуарда Харина, негативную роль «сыграл рост налоговой нагрузки для ресурсных компаний». Особенно с учетом того, что большая часть иностранных инвесторов по-прежнему рассматривают российский рынок исключительно как инвестиции в такие активы. Принятые же Госдумой корректировки по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и отмена ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых может лишить российские компании сотни миллиардов рублей доходов.
Показательно, что интерес к российскому рынку падает на фоне возрастания спроса нерезидентов на фондовый рынок Китая.
Если приток начала сентября выглядел случайностью, то последние две недели месяца наблюдается устойчивый спрос на китайские фонды акций. На последней неделе сентября в них вложили $1,67 млрд, на предшествующей — $1,1 млрд. Полноценную волну ухода от риска, наблюдавшуюся во второй половине сентября, спровоцировало заседание ФРС в середине месяца (см. “Ъ” от 17 сентября), указывает Владимир Евстифеев. В частности, тогда регулятор отказался даже намекать на расширение монетарных стимулов. И основными характеристиками снижения аппетита к риску как раз и являются укрепление доллара, репатриация капитала Японией (в фонды страны за отчетную неделю пришло более $1,8 млрд) и Китаем, покупка защитных облигаций. Кроме того, как считает господин Харин, возврат инвесторов в китайские активы является следствием роста вероятности победы Джо Байдена на предстоящих президентских выборах, который не делал жестких выпадов в сторону Поднебесной и скорее настроен восстанавливать отношения.
Впрочем, как указывает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий, инвесторы ряда страновых фондов сохраняют интерес к российскому рынку. В частности, у фонда RSX (крупнейшего ETF, работающего в России) количество паев находится вблизи максимума с начала года. Кроме того, он считает, что инвесторы видят качество российской экономики — это заметно по доходности валютных облигаций, где «риск-премия одна из самых низких среди развивающихся стран даже по сравнению с Мексикой, которая имеет такой же суверенный рейтинг». Кроме того, по данным EPFR, в российские фонды облигаций наблюдается пусть и небольшой, но стабильный приток средств. За период с середины сентября он уже превысил $400 млн.