Интерфейсом к конкурентам
Райффайзенбанк допустит другие банки на свою платформу
Райффайзенбанк запускает новый сервис для корпоративных клиентов — мультибанковскую платформу. Это единый интерфейс, работающий на базе SAP, который будет объединять во внутренней системе управления все банки, с которыми компания работает. Платформа может сократить нагрузку на казначейство крупной компании и ускорить платежи. Однако уверенности, что конкуренты Райффайзенбанка окажутся готовы присоединиться к проекту, у экспертов нет.
О том, что Райффайзенбанк запускает мультибанковскую платформу для корпоративного бизнеса, рассказал “Ъ” представитель банка. Платформа обеспечивает интеграцию ERP-системы компании (Enterprise Resource Planning — внутренняя система управления предприятием) со всеми обслуживающими банками в едином интерфейсе и будет работать на базе решений SAP.
У SAP есть решение SAP Multi-Bank Connectivity, к которому подключены многие международные банки, но российские кредитные организации им пока не пользовались, поясняют в компании.
Пытались делать аналогичные сервисы и российские банки, но только в части интеграции с ERP-системой корпоративного клиента. Например, Альфа-банк реализовал такие проекты с несколькими металлургическими компаниями. На базе платформы CyberFT банк выстроил прямой обмен финансовыми сообщениями с Evraz. С НЛМК Альфа-банк запустил проект оплаты трансграничных поставок на базе международной сети торгового финансирования Marco Polo. Но ни один из этих сервисов не предполагал допуска других банков.
Мультибанковская платформа — решение, которое позволяет крупному бизнесу, работающему с множеством банков, получать все финансовые сервисы в одном месте.
«Мультибанк позволит компаниям сократить нагрузку на казначейство, ускорит запрос и сравнение условий и сервисов банков,— полагает руководитель направления дистанционного банковского обслуживания корпоративных клиентов Райффайзенбанка Антон Красненков.— Интеграция финансовых сервисов в контуре SAP предполагает сотрудничество с другими банками на недискриминационной основе: Райффайзенбанк берет на себя функцию агента, который отвечает за техническую интеграцию банков в платформу». Банк уже ведет переговоры с рядом кредитных организаций (названия не разглашаются), интеграция будет для них бесплатной. Для клиента сервис платный, стоимость банк не раскрывает. Но затраты компаний на обслуживание будут значительно меньше той экономии времени и денег, которую они получат в итоге, заверил Антон Красненков.
Эксперты признают актуальность сервиса, хотя и отмечают сложности: банкам традиционно непросто объединяться и работать вместе, но этого требуют новые условия конкуренции. «В мире тренд мультибанковских платформ в корпоративном банковском бизнесе, в частности в торговом финансировании, наблюдается уже не первый год»,— говорит партнер Bain & Company Олег Гейлер. По словам руководителя группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максима Налютина, стоимость продуктов у основных игроков практически сравнялась и уровень маржи не дает значительных возможностей для ее снижения. «Ключевым фактором борьбы за клиента становятся дополнительные сервисы, позволяющие повысить удобство для него. Мультибанк как раз и является таким сервисом, тем более пока он уникален на российском рынке»,— полагает эксперт.
«Мир в целом сейчас развивается в сторону создания цифровых платформ, объединяющих разных участников бизнес-процессов»,— уверен директор Strategy& (подразделение сети PwC) Вадим Калабин. Участие в них может быть актуально как для небольших банков с высокой стоимостью ресурсов, для которых важна каждая возможность удержать старых клиентов и привлечь новых, так и для крупных банков. Последние сами являются инициаторами создания платформ: это дополнительная возможность укрепить отношения с клиентами и развить новое бизнес-направление, заключает он.
Банки пока предсказуемо осторожно относятся к идее конкурента. Ключевая проблема — низкая готовность кооперироваться.
Как показывает практика, лучше всего это работает в консорциумных моделях, когда агрегатором владеют несколько банков, или с независимыми IT-решениями, говорит директор по инновациям корпоративного бизнеса Альфа-банка Денис Додон. «Конкуренция сильно сдерживает коллаборацию, и даже под давлением клиентов банки не очень склонны договариваться. С технологической точки зрения подобные проекты важно реализовывать на базе распределенных технологий, иначе шансы на построение больших полноценных систем невелики»,— полагает он.