Кредита без границ все же не бывает
АКРА оценило среднесрочные ограничения размещений Минфином госдолга
Несмотря на невысокую долю госдолга в ВВП РФ, пределы для размещения ОФЗ, как внешние, так и внутренние, существуют и могут изменяться со временем, констатирует агентство АКРА в специализированном обзоре емкости российского госдолга. АКРА не оценивает лимиты размещения ОФЗ «в цифрах», но отмечает нынешние и будущие «санкционные» ограничения для рынка госдолга в ЕС, но не в Азии, невысокий потенциал покупок ОФЗ банками и ограниченный — для финансовых компаний.
Емкость финансового рынка для размещения займов российского правительства ограниченна и финансирование дефицита бюджета за счет предложения растущих объемов ОФЗ несет в себе средне- и долгосрочные риски, констатирует опубликованное сегодня аналитическое исследование рейтингового агентства АКРА. Это, видимо, первая аналитическая работа, оценивающая потенциальные границы заимствований Минфина на разных рынках и ограничения на них, низкий объем госдолга РФ сделал популярной точку зрения о почти неограниченном ресурсе размещения ОФЗ в ближайшие годы.
Отмечая наличие у Белого дома ликвидных ресурсов для покрытия выпадающих доходов бюджета 2020 года (речь идет о сумме свободных остатков, ликвидной части ФНБ и некоторых других активах на 12,7 трлн руб., или 11,7% ВВП), аналитики агентства выражают обеспокоенность предпочтением долгового финансирования расходов казны в ближайшие годы.
По оценкам агентства, валовые и чистые заимствования федерального бюджета за последние пять лет составляли в среднем 1,4% и 0,7% ВВП в год, и резкий их рост до 4,9% и 4% ВВП в 2020 году, 3,4% и 2,5% в 2021 году, 2,7% и 1,7% в 2022 году и 2,6% и 1,8% в 2023 году означает крупный приток предложения госбумаг на рынки.
В АКРА рассматривают как сценарий отсутствия достаточного спроса на этот приток, что выразится в сокращении срочности предлагаемых бумаг и росте стоимости такого финансирования (по оценкам агентства, уже в 2020 году на фоне кратного роста предложения ОФЗ Минфином средний срок их погашения сократился до 7,4 года против 8,5 года в 2019 году), так и не первый раз обсуждаемую вероятность возникновения конкуренции за деньги потенциальных инвесторов между государством и коммерческим сектором. В качестве иллюстрации авторы приводят характерный график: в то время как доля гособлигаций с 2017 года устойчиво растет, доля корпоративных бумаг так же устойчиво снижается, это долгосрочный тренд.
Рост же доли нерезидентов среди покупателей госдолга, который в АКРА считают вполне вероятным, несет в себе отдельные угрозы, например «санкционных» распродаж, что вызовет заморозку рынка и рост стоимости новых заимствований, необходимых в том числе для рефинансирования уже сделанных. Отметим, на прошлой неделе внесение в палату представителей США зеркального законопроекта к проекту DETER Act (предполагает в том числе сверхжесткие санкции к госдолгу РФ в случае вмешательства РФ в выборы в США) продемонстрировало, что санкционные риски в отношении России, сейчас стабильные, легко и быстро могут усилиться.