Бабушкина игрушка
Белое и голубое — это по-дворянски
Кировская область известна яркой дымковской игрушкой. А вот о другой народной игрушке этого края мало кто знает, хотя она получает международные призы, ее показывают на выставках в разных странах, ее покупают коллекционеры всего мира. Но спроси кого в России, что это такое — дворянская игрушка, кто ответит?
Мастерица Нина Колчина живет в деревне Дворяне, которая недавно была официально признана самой красивой в Кировской области. В самую красивую деревню асфальтированной дороги нет, так что в распутицу не доедешь. Газа, водопровода здесь тоже не имеется, да и вряд ли уже будет — три жилых дома в Дворянах всего осталось. Зато природа необыкновенная, спору нет. «Вот пруд, слева лесок, за моей избой — поле,— объясняет Нина Михайловна.— А справа склон крутой, если дождик пойдет, там поскользнуться легко: почва-то у нас глинистая».
Семь поколений семьи Колчиных в этих местах «занимались глиной» — делали из нее посуду, кирпичи. Престольный праздник деревни Дворяне — Успение Пресвятой Богородицы — отмечают 28 августа. В этот день сюда съезжались родственники со всех окрестных деревень, а им готовили подарки — глиняные игрушки, свистульки. Так как «голубой, вплоть до синего» — это цвет облачения священников в этот праздник, то и свои подарки дворяне обычно раскрашивали в бело-голубые цвета. Нина Михайловна всегда подчеркивает, что это «цвет Богородицы». Хотя большинство людей видит в ее игрушках цвет неба, облаков или снега, которого так много выпадает зимой в этих краях.
Отец мастерицы начал делать кирпичи «как из тюрьмы вернулся». В 1947 году он свалял валенки для мельника — за эти «нетрудовые доходы» впаяли ему семь лет. Освободили, правда, через четыре года. Тогда отец и заключил договор с колхозом на изготовление кирпичей для строительства коровника — дело-то ему привычное, предки тем же занимались. В помощники взял своих детей, так что с девяти лет Нина Колчина месила глину ногами. А в перерывах, когда отец и старший брат садились перекурить, она лепила из глины игрушки — как бабушка учила: «Тогда игрушек практически не было, а мне так хотелось, чтобы у меня они были, причем самые красивые». После седьмого класса пошла в поле работать, потом на ферму дояркой. «Приехал к нам как-то на мотоцикле журналист из района,— вспоминает.— И стал он меня как самую юную спрашивать, что люблю в свободное время делать. Я и призналась, что леплю фигурки из глины и рисую. Посмотрел он мои работы, сфотографировал и предложил на конкурс отправить. Бумаги не было, и я на обратной стороне обоев нарисовала Красный Овраг, откуда мы глину брали, и послала в город. После этого меня сразу в студию художественную пригласили учиться».
В городе Колчина работала нянечкой в детсаду. И даже смогла поступить в Государственный заочный народный университет искусств (ЗНУИ) — это заведение еще в 1930-е было создано на базе курсов для желающих учиться рисованию при Центральном доме народного творчества имени Крупской. В ЗНУИ обучались пенсионеры, инвалиды, заключенные, домохозяйки, рабочие, врачи — все желающие заниматься творчеством, независимо от образования и специальной подготовки. Там Нина Колчина получила свидетельство о дополнительном образовании и смогла учить детей в изостудиях.
«Больше всего мне нравилось заниматься лепкой с малышами в детсаду,— улыбается.— Помню, как-то один мальчик спросил: "Нина Михайловна, почему вы такая большая, а игрушки лепите, как маленькая?" А я и есть маленькая. Никак не повзрослею, да и не хочу».
В родительский дом Колчина вернулась, сразу как на пенсию вышла. И продолжила там делать то, что и всегда,— дворянскую игрушку. Даже рискнула в 1999 году отправить свои работы на IV Международную выставку глиняных игрушек в Италию: «Перед выставкой я сходила в храм, попросила благословения у батюшки. И из дворянской глины появились "Мой ангел", "Святой Трифон", "Ангелочек", "Мишка", "Барашек"...» Там, в Канове, пенсионерка неожиданно получила первое место, миллион лир в качестве приза и приглашение на участие в следующей выставке. С тех пор и пошло. Сейчас у нее уже сотни выставок, призы, медали, о «дворянской игрушке» пишут книги, статьи, в соцсетях есть даже сообщество, посвященное этому бело-голубому чуду. А Нина Михайловна, чтоб далеко не ездить, создала музей игрушки прямо в своей избе. За вход деньги не берет: «Игрушку продавать я тоже не умею, мне приятнее ее дарить. Только иногда, когда совсем уж деньги нужны, пытаюсь... Но все равно не получается. Пусть уж лучше мои ученики зарабатывают».
«Вот и Дед Мороз»
«Чтобы понимать искусство, нужна насмотренность, опыт, приобретенный в результате просмотра огромного количества произведений,— объясняет Владимир Сизов, профессор, ректор Вятского социально-экономического института и по совместительству один из крупнейших в России коллекционеров глиняной игрушки. Профессор написал книгу "Дворянская игрушка", в этом году книга вошла в число победителей Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина".— Вот я за двадцать лет своего увлечения в руках десятки тысяч игрушек держал и могу уже понять, что талантливо, а что нет. Работы Нины Михайловны — это нечто уникальное». У Владимира Сергеевича в доме более тысячи глиняных экспонатов, но все дворянские — на полочке в кабинете, где место для самых любимых, в том числе и дымковских.
«Удивительно: вроде один регион, а такие разные у нас игрушки, никакой схожести! — даже будто радуется такой разности Владимир Сергеевич.— "Дымка" грубоватая, приземистая, от земли. А дворянская — воздушная, от неба». Дымковская игрушка, хоть тоже изготавливается из местной глины, очень яркая — кажется, все краски, какие только возможно, используются при ее изготовлении. Этих нарядных барынь в платьях с позолоченными оборками, бантиками и воланами, нянек с детьми, пестрых птичек изготавливали для ярмарок, на продажу — игрушка стала промыслом, который кормил целые семьи. А в маленьких деревнях Яранского уезда, где игрушки лепили своим ребятишкам ради забавы из комочков глины, оставшихся после лепки посуды или кирпича, никто и не думал использовать дорогие краски. Белый мел и разведенная синька — вот и все украшение. Так и получилась «дворянка» — как небо над русской землей.
О том, что на юге Кировской области делают оригинальную, очень красивую бело-голубую игрушку, профессор узнал лет десять назад. И сразу с друзьями отправился туда. «Мы не знали ни телефона, ни адреса, приехали по навигатору. Нина Михайловна вышла, будто всю жизнь нас ждала. Пригласила в избу, всех накормила пирогами, угостила чаем. А нас — восемь человек! Это потом я понял, что у нее дома двери не закрываются: то школьники приезжают, то какие-то клубы пенсионеров, учителей, да и просто любопытные, узнавшие про музей. Так что она всегда в ожидании гостей».
С тех пор Владимир Сергеевич зачастил в Дворяне — подружился с мастерицей и уверяет, что она такая же чистая, светлая и радостная, как ее небесная игрушка. Перед Новым годом упала Нина Михайловна, сломала шейку бедра. Скорая долго не могла доехать, кое-как увезли ее в областную больницу. А там то ли не было нужных лекарств, то ли не действовали они, и 2 января позвонила Колчина другу, попросила привезти обезболивающее. На вопрос, почему же не сообщила раньше, засмущалась: «Да что я будут тридцать первого звонить, праздник портить!» Владимир Сергеевич тут же рванул в больницу, а там Нина Михайловна лежит в большой палате, хоть и мучается от болей, но подбадривает других бабушек: «Ну что я говорила — вот и Дед Мороз!»
«Такие правила»
Единственное, что связывает «дымку» и «дворянку»,— лепят их женщины. Как в XVI веке в слободе Дымково сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки, передаваемая от матери к дочери, так до сих пор по женской линии она и передается. «Возможно, причина в том, что мужчины сразу пытаются вносить творческие элементы туда, куда их вносить не надо,— объясняет Сизов.— Вот я как-то видел якобы "дымку" в исполнении одного мастера из Костромы — он "улучшил" ее, сделал фигурки более реалистичными. Но не в этом же смысл! Главное — стилизация. Взять мультики, разве там животные похожи на настоящих? Так и в народной игрушке: чем проще стиль, тем радостнее детям. Женщины это понимают и придерживаются традиционных канонов, которые вырабатывались столетиями. У них не чешутся руки переделать то, что в улучшении не нуждается. Поэтому только женщины в Кирове занимаются дымковской игрушкой. И у Нины Михайловны тоже среди учеников мужчин нет».
Владимиру Сергеевичу повезло: одна из лучших учениц Колчиной — его собственная жена Аниса. Начинала она, как и все, с азов: глину копала вместе с Ниной Михайловной, перетирала. «Я когда к глине прикоснулась — сразу поняла, что больше от нее не отойду. И сейчас если не подержу в руках глину или хотя бы готовую игрушку, то все, день потерян. В них что-то есть. Теплота и радость. Так что утром просыпаюсь, всех на полочке потрогаю, поздороваюсь — и за работу». Игрушки у Анисы заказывают коллекционеры из других стран — из Америки недавно заказ был, из Японии, Германии, Франции. Вот только в России пока еще «дворянка» не так популярна. Мало кто о ней вообще знает. В соцсетях, когда видят фотографии игрушки, удивляются: «А это что?» Аниса объясняет, что это и по каким канонам делается: «Это всегда чуть вытянутые фигурки. Вот петушок, видите, будто клювиком вверх тянется... Глина дворянская пластичная, она сама подсказывает форму. Поэтому все такое живое получается, воздушное. А еще нужна круглая подставка, символ бесконечности, и восьмиконечная звезда, написанная точечно-капельным методом, хоть одна, но должна быть. Звезды эти вифлеемские вообще есть в любом порядке, в любом месте, на голове, на туловище, на рукавах. Обязательно, на каждой игрушке. Такие правила».
«Выпало счастье»
«Моя бело-голубая любовь — так объясняет свои чувства к произведениям Нины Михайловны еще один ее друг, бывшая журналистка районной газеты Мария Саурова.— Выпало мне счастье!» Как-то приехала Маша делать репортаж о деревенской мастерице и пропала. Видимо, с этой игрушкой и ее автором так всегда — влюбляются сразу. «А чего ты, Машенька, домой поедешь на ночь глядя? — забеспокоилась Нина Михайловна.— Я тебе сейчас баньку истоплю, веничек новый дам, потом каши сварю. Оставайся, хоть отдохнешь». Маша и стала в деревню ездить как к родной бабушке, говорит, что получила в Дворянах урок добра. И так ей захотелось, чтобы о Нине Михайловне и ее игрушке узнало как можно больше людей, что придумала она межрегиональный праздник народного творчества и ремесел: «Как же так: итальянцы, французы и немцы восхищаются дворянской игрушкой, а мы?»
Администрация района поддержала, и несколько лет в Дворяне в этот день приезжали мастера и народные коллективы со всего района, а за ними — туристы. Все вместе пели песни, водили хороводы, участвовали в мастер-классах по лепке, Нина Михайловна хозяйкой была. В ее честь сочинили даже что-то вроде гимна:
Роспись Нины всем на диво:
Голубые небеса,
С неба звездочки упали
Прям на глину. Чудеса!
Потом, правда, праздник перенесли в районный центр Яранск — далеко в эти Дворяне добираться. Мария считает это стратегической ошибкой: «Задумка была — привлечь внимание к деревне, чтобы дать возможность как-то ей развиваться, чтобы показывать ее красоту: и природную, и красоту культуры. Люди заходили в музей, знакомились между собой, отстаивали службу под открытым небом у часовенки, потом с песнями под гармошку спускались по склону — и деревня будто оживала, встречая гостей. А когда праздник переехал в город, он душу потерял. Ну приходит человек посмотреть концерт и поесть шашлыков. А для чего, ради чего это — не все уже понимают. И Нина Михайловна сейчас там гость, не на своем месте».
Но сама Нина Михайловна будто и не расстраивается. Она всегда всем довольна и на вопрос: «Вы счастливый человек?» — всплескивает руками: «Очень!». Она так радуется, так улыбается «вплоть до синего» глазами: «У меня много было счастья в жизни: работа, замужество, дети, внуки. Но главное — я с детства с игрушками, всегда маленькая… В этом же смысл жизни: найти, что тебе нравится, и заниматься этим, развивать это. Так что у меня сбылась мечта. Голубая».