Лети, пока можешь
Ольга Никитина о перспективах нового ограничения зарубежных полетов
«Чем больше перемещения людей, тем больше количество заражений»,— заявил сенатор Валерий Рязанский 5 октября, добавив, что новое закрытие границ вполне возможно и «мы идем к этому». Слова сенатора запустили волну обсуждения преспектив нового локдауна, которую постарались сразу пресечь транспортные чиновники и, главное, оперштаб по коронавирусу, где собственно и принимаются такие решения.
До сих пор Москва достаточно медленно и неохотно открывала границы с другими странами, российские ограничения остаются достаточно жесткими. Например, три недели назад, открывая авиасообщение с Белоруссией, оперштаб в официальном заявлении напоминал гражданам, что им следует взвесить все риски перед полетом, так как в отдельных странах показатели заболеваемости уже превышают пиковые значения марта—апреля.
В то же время Минтранс 5 октября заявил, что продолжает вести переговоры с новыми странами о возобновлении полетов. Было бы странно после этого услышать подтверждение нового закрытия границ. Однако хотя такой сценарий сейчас выглядит маловероятным, он все же возможен — окончательное решение в данном случае принимают не авиавласти. И вот тогда пока сдерживаемая господдержкой и надеждами на восстановление рынка волна банкротств авиакомпаний будет неизбежна.
Только в первом полугодии отрасль получила 121 млрд руб. убытка. Несмотря на частичный возврат пассажиров, авиакомпании до сих пор зарабатывают немного, сохраняя низкие тарифы. Поддержка государства также была ограниченной и несопоставимой с потерями (за исключением «Аэрофлота», который ждет вливания госденег в капитал).
После частичной отмены ограничений на зарубежные полеты авиакомпаниям потребовалось около двух месяцев, чтобы выйти на нынешний уровень пассажиропотока, который все еще далеко отстает от показателей 2019 года. Перевозчики во многом потеряли высокий летний сезон и так и не смогли выйти в плюс по динамике на наиболее прибыльных международных направлениях. Кроме того, если весной у компаний был определенный денежный запас за счет уже проданных билетов, теперь пассажиры избегают глубоких бронирований.
В случае повтора локдауна, с большой вероятностью, будет упущен следующий высокий сезон — новогодние каникулы. Испуганные пассажиры, которые и так перестали покупать билеты заранее, совсем откажутся от этого. В итоге отрасль так и не научится жить в новых, коронавирусных условиях. Единственным способом задействовать парк, ориентированный на зарубежные полеты, останутся грузовые рейсы — но это весьма конкурентный рынок, на котором большинству российских авиакомпаний будет сложно занять устойчивые позиции.