Вирус безналичным платежом красен
Пандемия COVID-19 ускорила переход к безналичным платежам
Консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) совместно c международной системой Swift опубликовала доклад, посвященный текущему состоянию мирового рынка платежей и воздействию, которое на него оказала пандемия COVID-19. Отмечается, что пандемия изменила способы взаимодействия между потребителями и компаниями, что может привести к снижению темпов роста выручки в краткосрочной перспективе. Впрочем, есть и положительные тенденции — переход на бесконтактные платежи, рост проникновения электронных кошельков и более широкое применение автоматизации платежей B2B.
Доклад «Международные платежи в 2020 году: вперед в будущее» (Global Payments 2020: Fast Forward into the Future) подготовлен аналитиками BCG на основании данных, предоставленных ведущим мировым провайдером услуг безопасного обмена финансовой информацией SWIFT. В соответствии с прогнозом BCG, к 2024 году ежегодный объем выручки мировой индустрии платежей может достигнуть $1,8 трлн в рамках сценария быстрого восстановления экономики. При этом исследователи отмечают, что «игрокам отрасли придется адаптироваться к замедлению темпов роста при одновременном ускорении эволюционных изменений».
«Пандемия коронавируса и ее последствия ускорили изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около десяти лет. Это создало окно новых возможностей для самых талантливых компаний, которые смогут одним прыжком обогнать своих конкурентов, нарастить масштабы и оказать влияние на повседневную жизнь своих клиентов,— заявил Ян Сенан, управляющий директор и партнер офиса BCG в Париже, один из авторов отчета и руководитель глобального направления "Платежи и трансакционный банкин".— Однако этот благоприятный период не будет длиться вечно. Те игроки рынка платежей, которые будут действовать решительно уже сейчас, получат явное конкурентное преимущество относительно остальных компаний».
BCG подчеркивает, что самоизоляция резко ускорила проникновение интернет-шопинга, особенно среди молодого поколения потребителей.
Наиболее популярными сегментами потребительского рынка с резким ростом безналичных платежей, стали «еда навынос или доставка еды», «товары и услуги для домашних животных», «витамины и биодобавки», «товары для дома», «женская одежда», «личная гигиена», «игрушки и игры», «упакованные продукты питания и напитки», «домашние развлечения», «свежие продукты».
В исследовании прогнозируются три сценария развития мирового рынка платежей, эти сценарии зависят от динамики мировой экономики. Сценарий быстрого восстановления экономики предполагает, что выручка мирового рынка платежей увеличится с $1,5 трлн в 2019 году до $1,8 трлн в 2024 году, а совокупные темпы годового роста (CAGR) составят 4,4%. Тем не менее этот оптимистичный показатель намного ниже ежегодных темпов роста на уровне 7,3%, которые отрасль продемонстрировала в 2014–2019 годах. Сценарий медленного оздоровления подразумевает, что выручка мирового рынка платежей достигнет $1,7 трлн к 2024 году при CAGR на уровне 2,7%. В рамках сценария серьезных экономических последствий выручка продемонстрирует лишь умеренные темпы роста при CAGR на уровне 1,1%.
Говоря о России, Макс Хаузер, управляющий директор и партнер BCG и глава экспертной практики Digital в России и СНГ, отметил: «Впервые о "русском чуде" заговорили в прошлом году, когда по итогам периода 2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных трансакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост. В этом году "русское чудо" получило продолжение. Пандемия оказала мощное воздействие на все сферы жизни и дала толчок развитию цифровых технологий, которые помогают справиться с изменениями и повысить безопасность. Российские потребители отреагировали на новые реалии мгновенно: всего за полгода, с конца 2019 года до середины 2020 года, половина тех, кто все еще пользовался наличными, перешли на безналичные расчеты. Ненамного опережают Россию по доле перешедших на безнал потребителей только Великобритания, Канада и Австралия».
BCG подчеркивает, что Россия остается лидером роста в восточноевропейском регионе — в общем объеме выручки от трансакционного банковского обслуживания стран Восточной Европы доля России самая большая (36,5%).
Согласно прогнозам, в ближайшие пять лет совокупные среднегодовые темпы роста выручки (CAGR) от трансакционного банковского обслуживания составят в России от 2,8% до 7,8%, что выше мирового показателя (4,4–5,6%). Несмотря на уверенную динамику, это все же ниже по сравнению с двузначными показателями CAGR в 2014–2019 годах — 15,6%. В докладе говорится, что в последние пять лет по этому показателю Россия была абсолютным мировым лидером на рынке безналичных платежей и в последующие пять лет, скорее всего, сохранит это положение.