Портфель не наполняется
Корпоративное кредитование ждет второй волны COVID-19
Прогнозы аналитиков по корпоративному кредитованию в РФ ухудшаются. В Национальном рейтинговом агентстве считают, что рост портфеля по итогам года не превысит 5%. Другие эксперты и участники рынка чуть более оптимистичны, но признают, что против заемщиков играют вторая волна COVID-19 и высокий спрос на заимствования со стороны государства. В результате процентные доходы банков будут снижаться, увеличивая роль комиссионных.
По оценке Национального рейтингового агентства (НРА), кредитование в России в ближайший год замедлится на фоне сокращения госрасходов в 2021–2023 годах и замедления роста экономики. Об этом говорится в обзоре агентства, с которым ознакомился “Ъ”. По подсчетам аналитиков, рост портфеля по корпоративным заемщикам не превысит 5%, в то время как рост розничного портфеля, во многом благодаря ипотеке, составит 9–10%. В годовом выражении за восемь месяцев рост корпоративного кредитования составил 9,4%, розничного — 13,3% (причем портфель ипотечных кредитов уже к 1 июля вырос на 15,6%).
В части корпоративного портфеля оценки НРА жестче, чем оценки других участников рынка. В сентябре глава ЦБ Эльвира Набиуллина оценивала рост как корпоративного, так розничного кредитование в 9%. Сбербанк оценивает рост кредитов юридическим лицам и розничным клиентам на 6–8%.
Корпоративное кредитование продолжит расти за счет потребности в кредитах со стороны экспортеров сырьевых товаров, полагают собеседники “Ъ”.
«Спрос на кредиты со стороны корпоративного сектора будет продолжаться, поскольку ситуация для сырьевого сегмента до конца года, очевидно, не улучшится»,— считает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Он отмечает, что цены на нефть не растут, а рубль, хоть и ослаб, «но не достаточно для того, чтобы сильно улучшить ситуацию, а также учитывая планы по повышению налогового бремени для сектора». Темпы роста могут превысить 5% в связи с регуляторными послаблениями для банков, их стремлением компенсировать наращиванием объемов снижающуюся доходность, считает партнер Deloitte Екатерина Трофимова.
Однако на кредитный рынок до конца года будет оказывать давление вторая волна пандемии коронавируса. «Вторая волна COVID-19 уже идет, при этом она может оказаться длиннее, а запас прочности у экономики, в том числе у банковского сектора, сильно уменьшился еще в первой волне»,— отмечает господин Порывай. При этом он указывает, что пока кредитование идет за счет госбанков, что «они не зажимают лимиты, несмотря на то что качество ссуд портится». В то же время росту кредитования могут помешать значительные планы по заимствованиям на внутреннем рынке для покрытия дефицита бюджета, которые могут отвлечь средства кредитных организаций.
По оценке НРА, рост совокупного портфеля к первому полугодию 2021 года на 3–4% не сможет компенсировать банкам недополученные процентные доходы, в том числе из-за удлинения сроков кредитного портфеля по реструктурируемым ссудам, а также роста объемов неработающих ссуд.
Сокращение чистой процентной маржи за время действия ограничительных мер составило лишь 0,1 п. п., однако это только начало, отмечают аналитики. До конца года чистая процентная маржа может упасть до 3,5% годовых, а к концу полугодия 2021 года — до 3,4% (на конец первого квартала и полугодия, по оценке НРА, этот показатель составлял 3,9% и 3,8% соответственно). Негативное влияние на маржу оказывает «сокращение спреда между текущими ставками по размещению средств и стоимостью фондирования основной части ресурсной базы по ставкам конца 2019 года и ранее», указывают аналитики агентства. Это приведет к сокращению чистого процентного дохода. Однако, по слова первого зампреда правления Совкомбанка Сергея Хотимского, одним из главных бенефициаров падения ставок стал фондовый рынок, ощутивший наплыв розничных инвесторов. В такой ситуации у банков есть много возможностей для увеличения комиссионных доходов, считает он.