Инвестициям стелют в мягком
Преимущество в планах РЖД отдано пассажирским проектам
ОАО РЖД сверстало проект инвестпрограммы на 2020–2023 годы общим объемом около 3 трлн руб. Из документа следует, что строительство Северного широтного хода отложено. Вместо него будут развивать в первую очередь пассажирские проекты, в частности Центральный транспортный узел. На него требуется почти 500 млрд руб., но ОАО РЖД ожидает серьезной помощи со стороны федерального бюджета и Москвы, в том числе в начинающемся строительстве первого участка высокоскоростной магистрали Москва—Петербург, куда в рамках инвестпрограммы вложат 126 млрд руб.
“Ъ” ознакомился с проектом инвестпрограммы ОАО РЖД на 2020–2023 годы. В 2020 году ее объем составит 729,8 млрд руб., в 2021–2023 годах — 2,15 трлн руб. В ОАО РЖД “Ъ” уточнили, что инвестпрограмма сейчас проходит согласование, поэтому «комментировать ее возможные параметры преждевременно». Инвестпрограмма на 2020 год уже менялась. Исходно она должна была составить 821 млрд руб., но в апреле выяснилось, что средств нет и вложения могут упасть до 210 млрд руб. Чтобы увеличить финансирование, ОАО РЖД потребовался выпуск вечных бондов на 370 млрд руб. (см. “Ъ” от 24 апреля). В конечном итоге инвестпрограмма 2020 года должна была составить 622 млрд руб., основной объем средств планировалось снять с проектов обновления инфраструктуры (см. “Ъ” от 27 мая). В результате получается, что вложения снова вырастут.
Однако проекты обновления и строительства инфраструктуры все равно пострадают. Самых значительных средств лишилась модернизация Северной и Свердловской железных дорог под проект Северного широтного хода (СШХ). В предыдущем варианте инвестпрограммы на нее планировалось выделить за три года 96,6 млрд руб., а новый документ предполагает символические 4,7 млрд руб. В ОАО РЖД будущее СШХ не комментируют.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что исходно речь шла о загрузке СШХ углеводородами. Это и раньше вызывало вопросы, поясняет эксперт, а сейчас изменилась мировая конъюнктура, стало понятно, что инвестпрограмма «Газпрома» ориентирована на другие направления, а у НОВАТЭКа в целом иная логистика. Теперь очевидно, добавляет он, что реальной потребности в СШХ нет и частные инвестиции в проект привлечь не удастся, поэтому решение снять финансирование выглядит адекватным.
При этом заметно увеличиваются инвестиции в развитие Центрального транспортного узла (ЦТУ).
На ЦТУ в 2020–2023 годах предлагается направить 473,3 млрд руб. Из них 126,9 млрд руб. уйдет на «московский» этап высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург — строительство дополнительных путей на участке Москва—Крюково. ВСМ планируется разбить на три участка, из которых лишь средний — Крюково—Обухово — будет финансироваться за счет концессии, а подходы к Москве и Петербургу останутся за ОАО РЖД (см. “Ъ” от 16 сентября). В инвестпрограмме говорится, что большую часть инвестиций на участок Москва—Крюково предоставит бюджет: его вложения составят 106 млрд руб. в 2022–2023 годах.
Остальное развитие ЦТУ также будет финансироваться из средств ОАО РЖД лишь примерно на 40%: 158 млрд руб. предоставит в 2020–2023 годах федеральный бюджет, а 122 млрд руб.— московский. Один из источников “Ъ” утверждает, что федеральные средства на ЦТУ уже заложены, а с Москвой пока лишь идет работа по утверждению параметров на 2021 год. Другой собеседник “Ъ” говорит, что в правительстве обсуждают синергию проектирования и строительства участков ВСМ Москва—Крюково и МЦД-3 Зеленоград—Раменское. На основной участок ВСМ ОАО РЖД планирует потратить 33,7 млрд руб.
Учтен в инвестпрограмме и еще один крупный пассажирский проект, который недавно одобрил президент Владимир Путин,— «Южный кластер», предполагающий перенос путей с черноморского побережья у Сочи вглубь материка (см. “Ъ” от 2 сентября и 1 октября). Однако пока основные средства в рамках него расписаны на старый проект ОАО РЖД по электрификации ветки Ожерелье—Узловая—Елец. Другие мероприятия в рамках кластера с суммарными инвестициями до 2023 года около 10 млрд руб. пока поставлены в зависимость от полного принятия всех тарифных предложений ОАО РЖД на 2021 год и наличия источников финансирования до 2030 года. Речь идет о реконструкции участков Ожерелье—Елец и Воронеж—Горячий Ключ, строительстве новых линий Елец—Воронеж и Кривенковская—Сочи.
Финансирование БАМа и Транссиба, а также смежных проектов тоже вырастет — как за счет дополнительных средств, уже добавленных в 2020 году на первую очередь, так и за счет увеличения финансирования БАМ-2 на 20 млрд руб. в 2021–2022 годах и 150 млрд руб. инвестиций в 2023 году. Почти не изменяются вложения в подходы к портам Северо-Запада, а на порты Юга добавят около 8 млрд руб. Зато 7,5 млрд руб. спишут с пермских проектов — развития железнодорожного узла с мостом через Каму и линии Пермь—Соликамск. Вместе с тем инвестпрограмма на 2021–2023 годы заведомо не обеспечивается средствами ОАО РЖД. По оценкам самой монополии, ей придется занять около 900 млрд руб. и принять «дополнительные тарифные меры» на 164 млрд руб.