Война в Сирии докатилась до Закавказья
У России возник новый повод для недовольства Турцией
Сирия стала частью конфликта в Нагорном Карабахе. И не только из-за сирийских наемников, которых, по данным из разных источников, перебрасывает туда Анкара. Сирийская оппозиция в Идлибе привела свои силы в состояние боеготовности, опасаясь, что из-за угрозы возникновения в Закавказье очага терроризма и в противовес Анкаре Россия может дать отмашку на военную операцию в Идлибе.
В сирийский Идлиб доставлены десятки тел наемников, погибших в Азербайджане, сообщают арабские СМИ. Информация о числе убитых разнится. Так, по данным Центра мониторинга за соблюдением прав человека в Сирии, с начала боевых действий в Нагорном Карабахе погибли свыше 70 сирийцев, воевавших на стороне Азербайджана. Источники «РИА Новости» в сирийской оппозиции заявили более чем о 90 погибших. «В Сирию накануне в воскресенье доставлены тела 53 наемников… Таким образом, общее количество убитых сирийских наемников составляет 93 человека»,— рассказал один из собеседников агентства. С его слов в минувшие выходные в зону конфликта в Карабахе отправилась уже третья партия сирийских наемников в составе 430 человек.
Бои в Карабахе. Сводка за 5 октября
Азербайджан так и не признал участие в боевых действиях сирийских наемников. Однако арабские СМИ переполнены цитатами сирийцев, которые были завербованы Турцией. Большая часть из них польстилась на обещание больших зарплат ($1,5–2 тыс. в месяц) — на севере Сирии практически нет работы. Согласно социологическим опросам, более чем 90% населения элементарно не хватает денег на жизнь. Некоторых завербовали обманом — они даже не знали, что им придется воевать в Азербайджане. Один из сирийцев рассказал арабскому сайту BBC, что ему предложили служить на пограничном посту, об участии в боевых действиях речи не было. Кому-то не оставили выбора командиры группировок, которые контролируют тот или иной район. Но есть и те, кто отправился воевать в Азербайджан осознанно.
«Мы поддерживаем нашего союзника Турцию, потому что она стояла с нами против России и борется за дело Сирии, и мы должны всегда стоять с ней»,— цитирует французское агентство AFP одного из сирийцев.
По его словам, «если Турция проиграет какое-либо сражение, это приведет к давлению на нее и ей придется передать регион сирийскому режиму».
Одновременно в арабских СМИ распространяется информация об объявлении сирийскими оппозиционными группировками состояния повышенной боеготовности в Идлибе и в районе Алеппо — они якобы получили от турецкой военной разведки информацию о том, что Россия намерена начать боевые действия в одном из этих районов. Появилась и очередная волна слухов о возможной новой наступательной операции сирийской армии на Идлиб. Издание «Аль-Араби аль-Джадид» со ссылкой на экспертов утверждает, что России выгодны разговоры о начале военной операции на севере Сирии в качестве инструмента давления на Турцию в том, что касается политики Анкары по отношению к Ливии и Азербайджану.
Что нужно знать о конфликте в Нагорном Карабахе
Напомним, что за последние дни Россия не раз выражала обеспокоенность в связи с информацией о переброске сирийских боевиков в Азербайджан и Ливию, однако при этом Турцию ни разу не упоминала — ни в отдельном заявлении МИД РФ, ни в совместном заявлении министров иностранных дел России и Ирана. Более того, «недопустимость вовлечения в конфликт боевиков незаконных вооруженных формирований из других регионов» была подчеркнута в ходе телефонных переговоров глав МИДов России и Турции Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу, которые состоялись в конце прошлой недели.
Между тем у России и Турции остаются серьезные разногласия по Идлибу. Москва ждет от Анкары выполнения взятых в марте обязательств о размежевании террористов и умеренной оппозиции.
По данным турецких источников «РИА Новости», в ходе последних российско-турецких консультаций по Идлибу, состоявшихся в середине сентября, представители военных ведомств двух стран не достигли взаимопонимания: Турция не согласилась уйти с контрольно-пропускных пунктов, расположенных на территориях, контролируемых сирийской армией, а также сократить численность своих сил в регионе, а Москва отказалась передать под турецкий контроль города Таль-Рифаат и Манбидж на севере Сирии. Напротив, с конца сентября Турция заметно увеличила свое присутствие в Идлибе. По данным арабских СМИ, только с пятницы по воскресенье около 200 грузовиков и другой военной техники с «материально-техническими средствами» пересекли сирийскую границу и направились к турецким блокпостам в зоне деэскалации.
«Слабость турецкой стратегии в том, что Анкара пока не разработала политическую формулу, которая позволила бы ей оставаться на территориях в Сирии: Турция в феврале—марте продемонстрировала, что готова идти на эскалацию для защиты своих интересов. Но договоренности с Москвой надо выполнять, а они сводятся к тому, что ряд южных районов от трассы М4, проходящей через Идлиб, должны перейти под контроль войск президента Башара Асада»,— сказал “Ъ” эксперт американского Middle East Institute (Вашингтон) Антон Мардасов.