«Родину» лишили депутатов
Первый номер списка партии потерял место в Тамбовской гордуме
Победившая на сентябрьских выборах в городскую думу Тамбова партия «Родина» неожиданно потеряла два депутатских мандата. Избирком лишил полномочий одномандатников Дмитрия Кислинского и Наталью Коршикову за то, что они не приостановили свой адвокатский статус, как требуется по закону. Господин Кислинский на выборах возглавлял партсписок «Родины» и был основным претендентом на должность спикера. По мнению экспертов, областная власть, несмотря на поражение на выборах, намерена побороться не только за должность мэра Тамбова, на которую претендует лидер тамбовской «Родины» Максим Косенков, но и за пост председателя гордумы.
Решения об отмене постановлений о признании кандидатов от партии «Родина» Дмитрия Кислинского и Натальи Коршиковой избранными депутатами тамбовской гордумы приняли в воскресенье окружные избиркомы 8-го и 6-го одномандатных округов Тамбова. В следующем году в этих округах должны быть проведены довыборы.
Напомним, на прошедших в сентябре выборах в тамбовскую гордуму партия «Родина» одержала победу, получив 26 мест из 36: девять мест по списку и 17 по одномандатным округам. Даже после потери двух мандатов партия сохраняет комфортные две трети голосов в гордуме — 24 места.
25 сентября избиркомы сообщили госпоже Коршиковой и господину Кислинскому об их победе через WhatsApp. По закону в течение пяти дней после этого оба победителя должны были представить в избирком документы об отсутствии препятствий для получения мандатов. Наталья Коршикова и Дмитрий Кислинский — члены коллегии адвокатов Тамбовской области.
По закону «Об адвокатской деятельности» они должны были приостановить свой адвокатский статус, так как были избраны в орган местного самоуправления, однако не сделали этого.
Узнав об этом, окружные комиссии приняли решение лишить их мандатов. По той же причине мандата лишилась и еще один кандидат «Родины» — адвокат Светлана Лакоценко. Однако, поскольку она прошла в гордуму по партсписку, ее место занял следующий номер в партсписке Николай Самозванкин. При этом Дмитрий Кислинский шел на выборы не только как одномандатник, но и как первый номер партсписка «Родины» и воспринимался как претендент на пост спикера гордумы.
По словам лидера тамбовского отделения партии «Родина» Максима Косенкова, Дмитрий Кислинский был «одним из кандидатов» на должность председателя, но окончательного решения партия принять не успела.
Господин Косенков заявил “Ъ”, что «Родина» будет обжаловать решения окружных комиссий в вышестоящих избирательных инстанциях вплоть до Центризбиркома.
По его словам, решение избиркома противоречит постановлению Конституционного суда (КС), согласно которому адвокат, ставший депутатом на непостоянной основе, не обязан приостанавливать свой статус.
Однако в марте этого года закон «Об адвокатской деятельности» был изменен. Если ранее адвокат, избранный депутатом, должен был приостанавливать свой статус только «на период работы на постоянной основе», то теперь это положение было из закона исключено. После этого комиссия по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов (ФПА) разъяснила, что новая редакция закона предполагает приостановку статуса не только «в случае избрания на период работы на постоянной основе», но и «в случае назначения адвоката на должность в орган публичной власти».
Впрочем, в разъяснении ФПА не сказано, что должен делать адвокат, если его депутатская работа является непостоянной.
«Решение КС было принято до внесения изменений в федеральный закон, и "Родина" хочет применить толкование закона в его прежней редакции. Очень жаль, что адвокаты пренебрегают разъяснениями ФПА»,— заявил “Ъ” председатель тамбовского горизбиркома Сергей Моисеев. Глава облизбиркома Андрей Офицеров заявил, что находится в отпуске, и не стал комментировать ситуацию.
По мнению политолога Владимира Слатинова, областная власть демонстрирует «Родине» свою силу и фактически диктует свои условия: «Партия показала беспрецедентный успех на выборах, который сейчас в известной степени пытаются нивелировать. Максиму Косенкову ясно дают понять, что у власти есть инструменты для давления, и речь идет уже не только о должности мэра, которую он намерен занять, но и о должности спикера гордумы».