Из соцсетей с любовью
«Россия — страна возможностей» обучит блогеров позитиву
Созданная президентом организация «Россия — страна возможностей» запускает проект по обучению всех желающих основам блогерства. Организаторы утверждают, что политизировать этот проект не планируется, а блогеров будут учить в том числе и борьбе с фейками. Бюджет проекта находится в стадии формирования, а блогеры-наставники участвуют в нем как «по дружбе», так и на коммерческой основе. Эксперты считают, что Кремль хочет воспитать собственных «инфлюенсеров» в интернет-пространстве.
АНО «Россия — страна возможностей» (РСВ) запустила во вторник новый проект «Топ-блог». В нем могут участвовать люди старше 14 лет, которые хотят научиться ведению социальных сетей. РСВ была создана указом Владимира Путина и тесно взаимодействует с внутриполитическим блоком администрации президента (АП). Именно на ее базе проходят такие важные для АП кадровые проекты, как «Лидеры России».
Перед презентацией проекта блогерам и представителям СМИ предлагали в буквальном смысле постоять на гвоздях: это должно было наглядно продемонстрировать, чем плох «буллинг» в соцсетях. Гендиректор РСВ Алексей Комиссаров сам в испытании не участвовал, но отметил, что при высокой плотности гвоздей в этом нет ничего страшного.
Политическую направленность нового проекта в РСВ отрицают. «Мы не планируем никак политизировать проект»,— утверждает господин Комиссаров. По его словам, идея проекта родилась в связи с тем, что соцсети стали одним из основных источников информации для молодежи. «Соцсети и блоги входят в тройку источников информации, из которых наши граждане получают всю информацию, после новостных сайтов и телевидения,— пояснил Алексей Комиссаров.— А для молодежи этот канал стал самым главным: те, кому от 16 до 24 лет, назвали блоги и соцсети основным источником информации».
Одна из целей проекта — способствовать развитию «нетоксичного блогерства».
В это понятие входит «ответственная трансляция информации» и противодействие фейк-ньюс. Причем последнее — один из «основополагающих моментов проекта».
«Мне самому очень хочется послушать. Я совсем не популярный блогер, но сам веду свой Instagram и соцсети»,— признался господин Комиссаров. В ответ будущие лекторы проекта охотно поделились с ним своими секретами успеха. Например, бывшая спортсменка Василиса Даванкова рассказала, что, пока она пыталась делать канал про моду, число ее подписчиков не росло, так что пришлось думать о том, что может делать только она. «Тогда я немножечко напряглась и подумала о том, что интересно мне. В итоге я пришла к формату на YouTube, который среди девочек русских делаю только я: все эти змеи, прыжки с 10-метровых вышек, прыжки с парашютом»,— поведала она.
Помимо успехов участники мероприятия должны были рассказать и о своих «факапах» (провалах.— “Ъ”), причем непременно связанных с фейковыми новостями.
Так, актер и блогер Сергей Романович признался, что пару раз случайно прорекламировал на YouTube финансовые пирамиды. «А как-то раз у меня заказали рекламу магазина одежды в Instagram. А оказалось, что человек кидает людей на бабки. Повезло, что только час висела реклама. Я ее быстро удалил, но даже за час человек 20 написали, что их кинули»,— поделился опытом блогер. И добавил: «Приходится проверять заказчиков. Деньги — это, конечно, круто, но бывает так, что можно попасть».
По словам представителей РСВ, бюджет проекта пока находится «в проработке».
К участию в нем планируется привлечь и официальные представительства соцсетей, что снизит итоговые расходы. «Участие каждого блогера обсуждается на индивидуальных условиях, в настоящее время с ними ведутся переговоры»,— поясняют в организации.
Госпожа Даванкова заявила, что участие в проекте для нее — это «смесь дружбы с коммерцией». Сценарист вайнов (короткие видеоролики.— “Ъ”) Антон Каравайцев утверждает, что делает все исключительно «по дружбе». И оба уверяют, что не участвуют в каких-либо политических проектах. «Если мне будет что сказать, то можно. У меня аудитория детско-подростковая, более половины не могут голосовать, так что выборы не очень актуальны»,— пояснила госпожа Даванкова. «Если бы была петиция за сохранность Камчатки, то да. Например: "Давайте снимем правительство края". Тогда бы поучаствовал»,— добавил господин Каравайцев.
Источник, близкий к АП, заявил “Ъ”, что не так давно там действительно искали разные проекты по развитию блогерства. Завоевывать сетевое пространство политизированными интернет-публицистами — это «уже прошлый век», уверяет он: гораздо выгоднее, чтобы оно было заполнено позитивно настроенными блогерами, которые в нужный момент смогут, например, зародить сомнение в аудитории. «Недавно ту же историю с отравлением Алексея Навального стали переводить в юмор. В итоге аудитория уже не так агрессивно настроена»,— привел пример источник.
По итогам проекта в РСВ планируют создать единую коммуникационную онлайн-площадку для обмена опытом и распространения лучших практик в сфере медиа.
Примерно тысяче лучших участников обещаны сохранение обратной связи с наставниками, сотрудничество с другими блогерами и интеграция в другие проекты РСВ.
По мнению политолога Константина Калачева, АП хочет иметь в интернете своих инфлюенсеров и социальные сети как инструментарий должны работать на стабильность существующей системы. «Тут возможны варианты: переключение внимания на позитив, деполитизация аудитории, рассказы о путешествиях вместо дискуссий о политике»,— рассуждает эксперт. Но это не будет эффективно в «стране с падающими доходами населения», предупреждает господин Калачев.