Творцы и нимфы
Натела Поцхверия о кутюрном фильме Dior
Сразу после Второй мировой войны французский синдикат моды организовал передвижную выставку нарядов, созданных знаменитыми кутюрье. Были там и платья Кристиана Диора — как и все остальные, в треть натуральной величины. Они путешествовали по Европе и Штатам, и так синдикат буквально спас французские модные дома от разорения, привлекая новых клиентов. Вдохновили на такой марш-бросок куколки, которые веке в XVII–XVIII рассылались из Парижа в богатые города.
Мария Грация Кьюри, нынешний креативный директор дома Dior, знает его архивы назубок, потому в трудные времена и обратилась к наследию месье Диора. К слову, на идею в куклами Кьюри натолкнул не только месье Диор, но и современная художница и фотограф Синди Шерман. Она известна, в частности, серией автопортретов, демонстрирующих стереотипные женские образы, причем узнать на снимках художницу практически невозможно — она искусно перевоплощается с помощью макияжа и реквизита. В 1975 году, будучи студенткой, Шерман выпустила фильм «Doll Clothes», в котором предстала в образе бумажной куколки, примеряющей наряды и немного стесняющейся своего тела. Кьюри этот фильм смотрела и очень полюбила.
Собственно, к чему все эти исторические справки — новую коллекцию haute couture осень-зима 2020/2021 показали на манекенах высотой полметра. И не потому, что Мария Грация и портные решили таким образом сэкономить силы. При пошиве соблюдены все пропорции и каноны кутюрных техник. Более того, драпировать, расшивать перьями и камнями, кроить и конструировать платья для 55-сантиметровых манекенов сложнее, чем одежду обычных размеров.
Кроме того, вместо полноценного подиумного шоу с моделями дом Dior показал фильм, снятый режиссером Маттео Гарроне (обладатель гран-при Каннского кинофестиваля в 2008 и 2012 годах) — Le Mythe Dior. Почему фильм, а не просто показ в пустом зале, как делали многие? Мария Грация объяснила это так: «Я всегда хотела сделать фильм об ателье, чтобы показать труд, который мы вкладываем в создание коллекции. Ведь креативные директора модных домов и кинорежиссеры работают по схожим законам — и те и другие руководят творческим профессиональным коллективом, где каждый владеет неповторимыми навыками. Над этим фильмом мы работали с Маттео Гарроне, который показал мою работу через призму своей, и мне пришлось размышлять над кутюром еще более, как бы это сказать, визуально. Мода, как и кино — это чужое ожившее воображение». Так что этот творческий союз должен был состояться рано или поздно.
Сюжет десятиминутного фильма сказочный и фантазийный: нимфы, вакханки, дриады, улитка (похожая на ту, что была в фильме Гарроне «Пиноккио») и ундина предаются любовным утехам или самолюбованию, но вдруг их внимание привлекает красивый сундук Dior, который несут, ступая по мягкому мху волшебного леса, два белбоя в сиреневой форме. Прелестницы отталкивают возлюбленных, бросают свои важные дела и облачаются в платья мечты — кутюрные шедевры дома Dior.
После показа пресс-служба дома организовала zoom-сессию для журналистов, и пока Мария Грация рассказывала об эстетике и визуальном языке Гарроне, я задавалась вопросом куда более щекотливым. Не искушенные модой героини были счастливы в своем волшебном лесу, но вдруг откуда ни возьмись появился дом Dior и заставил их желать то, о существовании чего они еще минуту назад даже не подозревали. И вот они бросают свои ракушки, цветы, любимых и райские кущи, чтобы последовать за Fashion House of Dior — сундуком, полным кутюрных нарядов. Не подтрунивание ли это над клиентками, готовыми уйти из рая за платьем Dior? Но Мария Грация не так прямолинейна и к тому же всегда старалась быть на стороне женщин, обращая внимание на феминистскую повестку в своих работах. Нет, тут что-то более глубокое. Возможно, взгляд в будущее, когда женщины откажутся от бездумного потребления и будут выбирать только платья мечты? Что значит эта аллюзия? Мария Грация не удивляется вопросу. У нее готов ответ: «Мода — проявление желаний, о существовании которых мы не подозревали. Задача дизайнера — придать желаниям форму и силуэты, перевести на язык одежды, которая помогает вам проявить свою индивидуальность и общаться с миром. И в этом послание фильма: с помощью моды можно открывать волшебные миры, при этом призывая волшебство и моду на помощь в своих ежедневных трансформациях. Надеюсь, в будущем мы сможем наполнять гардеробы лишь по-настоящему значимыми вещами, уникальными и созданными для нас». Сюжет, историю и визуальные приемы Маттео Гарроне разработал специально для Dior и с участием креативной команды дома. Более того, режиссер позднее признался, что хотел провести параллель между вымышленным миром сатиров и русалок и настоящим ателье Dior, где творятся чудеса не менее впечатляющие. В основе сюжета и «Метаморфозы» Овидия, и античные мифы, а также приемы сюрреалистов — аллюзии и парадоксы. Компьютерные эффекты в фильме не использовались, даже вросшие в волосы нимф ветви деревьев создавались с помощью грима и макияжа.
Конечно, трудно игнорировать тот факт, что отношение к Марии Грации Кьюри, мягко скажем, разное. Клиенты обожают все, что она делает, и считают ее работы не просто модными, но и важными с точки зрения просветительской деятельности — дизайнер часто вдохновляется работами женщин-художниц разных эпох, незаслуженно обделенных вниманием современников и историков. Противостоит поклонникам армия модных критиков, которая обвиняет Кьюри в «хайпе на феминизме». Но какая разница, чем руководствуется госпожа Кьюри, если о художницах вспоминают, а о проблемах феминизма начинают говорить все громче и чаще. За Кьюри вступилась Чимаманда Нгози Адичи, нигерийская писательница, чью цитату «We should all be feminists» Dior поместил на майки: «Да, Мария Грация женщина привилегированная. Но означает ли это, что в ее жизни не существует проблем, связанных с ее гендером? Нет. Значит ли это, что ее не возмущает гендерная несправедливость? Нет. Стал ли мир лучше оттого, что она использовала слоган? Нет. Но благодаря ему больше людей задумались о феминизме и усомнились в правильности старого миропорядка».
Свою коллекцию haute couture осень-зима 2020/2021 дизайнер посвятила сразу нескольким художницам-сюрреалисткам начала XX века. Например, Кьюри вдохновлялась фотографиями Ли Миллер, бывшей ассистентки Мана Рея. И Доротеей Таннинг, чьи работы Макс Эрнст выбрал для «Выставки 31 женщины», организованной Пегги Гуггенхайм в 1943 году. На фото Эрнста и Таннинг, сделанном Ли Миллер, Доротея выглядела крошечной — снимок стал символом переосмысления роли музы и изменил взгляд Кьюри на пропорции. Изучила дизайнер и работы художницы Леоноры Каррингтон и фотографа Доры Маар, чей снимок 1936 года «Папаша Убю», на котором изображен новорожденный броненосец, стал символом сюрреалистического движения, но сама Дора осталась в истории больше благодаря роману с Пикассо. А для вышивок Мария Грация использовала сюжеты с карт Таро художницы Жаклин Ламба.
В коллекции 37 нарядов. Шесть сшили в натуральную величину для фильма. Но у всех 37 есть копии из муслина — для примерки. А мини-платья, которые снимались в фильме, будут доставлены клиентам в мини-сундуках, изготовленных вручную. Сундуки созданы по подобию старинных театральных сундуков для путешествий, и на них изображена штаб-квартира Dior на Авеню Монтень в Париже. Мария Грация весьма поэтично комментирует будущее сундуков: «Платья будут помещены в коробки, а вместе с ними туда отправятся и наши надежды, мечты и желания, которые помогли нам преодолеть эти трудные времена. Хотя, надо признать, трудности нас еще больше сплотили».