«Особенностью этой страны всегда было то, что революция могла произойти буквально в любой момент»
Профессор ВШЭ Андрей Казанцев о ситуации в Киргизии
Практически для всех наблюдателей не только вовне, но и внутри Киргизии стремительная победа очередной революции оказалась неожиданной. Однако особенностью этой страны всегда было то, что революция могла произойти буквально в любой момент. К тому же событиям 5–6 октября предшествовало возникновение революционной ситуации.
Киргизия — страна кочевой традиции, в которой нет сильной власти. Народ всегда легко назначал и смещал ханов. В России историческими аналогами было вечевое правление в Киевской и Новгородской Руси, а также выборы атамана у казаков. У нас это давно ушло, а в Киргизии или в соседней с ней Монголии сказывается на ситуации до сих пор. Если народ властью недоволен, она сметается в одночасье.
Киргизия примерно поровну поделена горами на север и юг. Противостояние клановых групп северян и южан вело к постоянным переворотам. В 1990 году северянин Аскар Акаев победил на выборах главу ЦК Компартии южанина Абсамата Масалиева. В 2005 году «революция тюльпанов» приводит к власти южанина Курманбека Бакиева. Спустя пять лет очередная революция сделала главой государства северянина Алмазбека Атамбаева. В 2017 году он способствовал победе на выборах южанина Сооронбая Жээнбекова. В результате последующего противостояния между Жээнбековым и Атамбаевым бывший президент попал в тюрьму.
У нынешних волнений много причин, включая экономические. Среди основных источников формирования ВВП Киргизии — перечисления трудовых мигрантов, работающих в России; транзитная торговля китайскими товарами со странами ЕАЭС; китайские инвестиции и займы в рамках проекта «Пояс и путь». В условиях эпидемии все эти источники изрядно иссохли.
К экономическим причинам недовольства добавились политические. В ходе прошедших 4 октября парламентских выборов имели место использование административного ресурса и беспрецедентная «скупка» голосов в пользу партии «Биримдик», ассоциирующейся с братом президента, а также партии «Мекеним Кыргызстан» (связана с экс-заместителем главы таможни Райымбеком Матраимовым, которого подозревают в коррупции). Если бы ЦИК во вторник не отменил результаты выборов, эти две партии получили бы 91 из 120 мест в парламенте. Но в Бишкеке началась революция. И сразу же победила.
Сейчас в стране появились новые центры власти. Старая власть буквально разбежалась, места министров и другие руководящие позиции методом «самоназначения» заняла оппозиция. Не обошлось при этом и без курьезов, например, сразу два человека провозгласили себя генпрокурорами.
Правда, многие представители победившей «улицы» недовольны попытками представителей коррумпированной старой элиты «подобрать» упавшую власть. Результаты голосования 4 октября отменены, и будут назначены новые выборы. Вероятно, их проведение будет контролировать уже оппозиция. Не вполне понятна ситуация с президентом Жээнбековым, который продемонстрировал готовность к диалогу с оппозицией. Киргизия не чисто президентская республика, парламент и правительство очень влиятельны, так что пока идет борьба за них.
Можно предположить два сценария: президент либо останется ослабленным в рамках парламентской системы правления, либо уйдет. В любом случае страну ждет новый раунд политической борьбы. Уже по новым, спешно вырабатываемым правилам.