Загнать нарушителей в капкан
Браконьерство
Несмотря на то, что российское законодательство в сфере противодействия браконьерству проработано довольно детально, существенного улучшения ситуации пока не наблюдается — во многом по причине недостаточного контроля со стороны профильных ведомств.
К браконьерству относятся охота и рыболовство не по сезону и на запрещенных территориях, охота на исчезающие виды животных, а также вырубка лесов и сбор растений. Эксперты подчеркивают, что для браконьерства существует несколько основных причин. Одна из них — социально-экономическая, когда ресурсы необходимы для пропитания. «Это по большей части характерно для регионов с высоким уровнем безработицы и бедности населения»,— говорит Андрей Нагибин, председатель, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Зеленый патруль».
Другая причина не связана с низким уровнем дохода, а скорее, наоборот: хорошо оснащенные любители незаконной охоты просто расценивают этот род занятий в качестве развлечения и дополнительного источника дохода. В основном речь идет об охоте на кабанов и лосей, при этом стоимость туши последних может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Отдельным пунктом можно выделить превышение нормы добычи пушных зверей, а также редких животных с целью последующей перепродажи. По оценкам Минприроды, совокупный ущерб от браконьерства для государства составляет немногим меньше 20 млрд рублей в год.
Правовые последствия
Действующее законодательство об охоте и о рыболовстве содержит необходимые нормы, направленные на предотвращение бесконтрольной добычи животных, птиц и рыбы, говорят эксперты. «Законная охота предполагает получение разрешения на охоту, соблюдение установленных запретов и множества правил. Государство определяет допустимое количество добываемых животных и устанавливает сезоны охоты. На тех же принципах основано и законодательство о рыболовстве»,— объясняет Александра Грищенкова, юрист петербургской практики земельного права, недвижимости и строительства одной из юридических фирм. Иными словами, государство детально регламентирует данную сферу деятельности, налагая на охотников и рыболовов множество обязанностей и ограничений, дабы противодействовать браконьерству. «Однако оно от этого вряд ли существенно сокращается, поскольку главная его причина заключается скорее не в изъянах законодательства, а в отсутствии надлежащего контроля за его исполнением. Это объясняется и недостатком сотрудников в надзорных ведомствах, и объективными трудностями выявления нарушений в данной сфере с учетом огромной территории страны. Нельзя сбрасывать со счетов и коррупционный фактор»,— отмечает госпожа Грищенкова.
По информации Всемирного фонда дикой природы, контрабанда диких животных в России по числу задокументированных случаев занимает лидирующие позиции, сопоставимые с контрабандой культурных ценностей, и немного отстает от контрабанды оружия. При этом случаи задержания и привлечения к ответственности крупных дельцов, промышляющих незаконной добычей животных и рыбы в коммерческих целях, не слишком часты. «Между тем необходимые механизмы для привлечения браконьеров к ответственности в законодательстве присутствуют»,— добавляет она. Так, основные составы административных правонарушений, за которые привлекают к ответственности нарушителей правил охоты и рыболовства, предусмотрены ст. 8.37 КоАП РФ. Штраф по данной статье составляет до 5 тыс. рублей для граждан и до 50 тыс. рублей для должностных лиц, также возможна конфискация орудий охоты или вылова. За незаконное рыболовство наказывают и юридических лиц — штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.
«Если незаконная охота или рыболовство привели к причинению крупного ущерба, применялись запрещенные средства добычи либо добыча велась в отношении запрещенных видов или на особо охраняемых территориях, есть основания для уголовной ответственности (ст. 256, 258 УК РФ). В качестве уголовного наказания предусмотрен штраф до 500 тыс. рублей, обязательные работы либо лишение свободы на срок до двух лет»,— рассказывает госпожа Грищенкова. Более суровая уголовная ответственность (вплоть до четырех лет лишения свободы) установлена в ст. 258.1 УК РФ за незаконную добычу видов, занесенных в Красную книгу РФ или охраняемых международными договорами. Помимо административной и уголовной ответственности, законодательство предусматривает гражданско-правовую ответственность за незаконную добычу животных или рыбы в виде денежной компенсации причиненного вреда, которая рассчитывается в соответствии с утвержденными методиками.
Незначительная проблема Петербурга
На территории Петербурга наблюдается большое разнообразие и количество диких животных, особенно птиц. Ввиду отсутствия охотничьих угодий промысловая охота запрещена, а проблема браконьерства является незначительной, говорят в комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. «Основной средой обитания объектов животного мира в Петербурге являются особо охраняемые природные территории, где иногда выявляются и пресекаются случаи незаконной добычи объектов животного мира»,— добавляют в Смольном. Так, инспекторы в области охраны окружающей среды регулярно проводят рейдовые мероприятия на особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга, в том числе в выходные и праздничные дни. «В местах массового пребывания граждан проводится разъяснительная и профилактическая работа с населением. По фактам незаконного вылова водных биологических ресурсов в 2019 году возбуждено девять административных дел, в 2020-м возбуждено 17 дел»,— отмечают чиновники. «В 2020 году выявлено больше нарушений в связи с проведением усиленных регулярных рейдов в период установленного особого противопожарного режима с 31 марта»,— поясняют в комитете по природопользованию
Стабильная Ленобласть
В правительстве Ленобласти говорят, что ежегодно фиксируется 500–600 административных правонарушений и 10–20 уголовных правонарушений в сфере охоты. «Ситуация стабильна»,— подчеркивают чиновники. Так, в текущем году в рамках федерального государственного охотничьего надзора и надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания было выявлено 215 административных правонарушений, при этом в 2019 году возбуждено 526 административных дел, в 2018-м — 577, в 2017-м — 565, а в 2016-м — 503. «В органы внутренних дел в 2019 году направлено 18 заявлений о возбуждении уголовных дел по ст. 258 УК РФ (незаконная охота). В 2020 году — восемь заявлений о возбуждении уголовных дел»,— добавляют в правительстве региона. В основном фиксируются нарушения способов охоты, несоблюдение сроков, охота без документов.
Комментируя принимаемые меры для недопущения браконьерства на территории субъекта, в региональном правительстве пояснили, что охрану животного мира в Ленинградской области обеспечивают 24 государственных инспектора (сотрудники комитета) и 278 производственных охотничьих инспекторов (штатные сотрудники юридических лиц). «В рамках федерального государственного охотничьего надзора и надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в 2020 году проведено 1234 рейда, в 2019-м проведено 2024 рейдовых мероприятия, из них 88 рейдов на территории ООПТ регионального значения, 168 рейдов на территории общедоступных охотничьих угодий»,— говорят чиновники.
Помимо рейдовой работы и пресечения нарушений на местах, проводится профилактическая работа по недопущению нарушения правил охоты: издаются и бесплатно распространяются справочники, ведется работа в социальных сетях, на сайте комитета, непосредственно инспекторами в районах при предоставлении услуг гражданам, с юридическими лицами при проведении проверок и совещаний. «Для охраны охотничьих угодий Ленинградской области применяется современная техника — это автомобильный антибраконьерский комплекс с тепловизором ночного видения, используется воздушное судно (вертолетная техника)»,— уточнили власти Ленобласти, добавляя, что в настоящее время штат специалистов полностью укомплектован.
Вместе с тем председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук называет браконьерство в регионе «массовым явлением» и связывает это с недостаточным числом государственных инспекторов. Другие собеседники издания указывают, что за одним специалистом может быть закреплен значительный участок территории, который он просто физически не может полностью контролировать. По словам господина Шевчука, для усиления контроля со стороны неравнодушных к проблеме браконьерства должна действовать, в частности, и общественная инспекция, состоящая из нескольких десятков тысяч человек, которые могли бы контролировать леса и водные объекты — только тогда проблема решится кардинально.