Оппозиция сохранила позиции
Лидеры парламентских фракций не сказали президенту ничего плохого
Руководители парламентских фракций во вторник встретились с президентом в режиме онлайн-конференции. Лидеры фракций не стали возражать против процедуры трехдневного голосования, которая с самого начала вызывала бурное недовольство парламентской оппозиции. Большинство участников встречи согласились, что выборы не стоит переносить на апрель. Тема досрочных выборов в Госдуму не поднималась вовсе. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский не стал просить за арестованного бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. И только лидер КПРФ Геннадий Зюганов заговорил о проблемах Сергея Левченко и Павла Грудинина. Эксперты считают, что поведение лидеров фракций оппозиционных партий говорит об их стремлении сохранить свои позиции в политической системе.
Как ожидали ранее источники “Ъ”, лидеры парламентской оппозиции не стали задавать Владимиру Путину неудобных вопросов. Хотя с момента введения в законодательство поправок, позволяющих многодневное голосование, лидеры фракций оппозиционных политических партий высказывались об этой новелле сугубо отрицательно, на встрече с президентом не стали требовать ее отмены. Так, например, поступил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов: накануне встречи заявлял, что, хоть его партия и была против трехдневного голосования, он с пониманием относится к применению этой процедуры в условиях пандемии COVID-19. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, чья партия еще в конце августа требовала в Верховном суде отмены постановления ЦИКа о проведении трехдневного голосования на выборах 13 сентября, сказал вчера лишь, что такой формат не продуктивен, так как за три дня в этом году в выборах приняли участие меньше избирателей, чем в прошлом — за один день. А лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский и вовсе высказался в ее поддержку: «Многодневное голосование в условиях пандемии — это удобно и правильно. Но давайте тогда определимся, когда у нас последний день агитации. Потому что в регионах сейчас полная неразбериха». Лидер фракции «Единой России» Сергей Неверов согласился с тем, что многодневное голосование вызывает сложности с наблюдением, но сказал, что «выборы — они для избирателей».
Переноса единого дня голосования с сентября на апрель, о котором говорила глава ЦИКа Элла Памфилова, похоже, тоже не будет. Геннадий Зюганов рассказал «Интерфаксу», что поддержал это ее предложение на встрече с президентом, добавив, что «в принципе апрель — хороший месяц». Однако поддержки среди своих коллег по Думе он не нашел. А Сергей Неверов и вовсе заявил, что сентябрь является наиболее оптимальным периодом для проведения выборов. Владимир Путин его поддержал и закончил дискуссию словами: «Сейчас не будем об этом говорить. Сложилось так, как сложилось»,— отметив, что и во многих других странах выборы проходят осенью.
По словам источника “Ъ”, близкого к руководителю одной из фракций, тема досрочных выборов Госдумы на встрече не поднималась. «Я так понял, что сохраняется старая формула. Досрочных выборов не будет»,— поделился с журналистами после встречи господин Зюганов. А пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков во вторник заявил, что возможность проведения досрочных выборов в Государственную думу и вовсе никогда не стояла в повестке дня Кремля, его обсуждали лишь политологи и СМИ.
Напомним, что 10 марта при обсуждении конституционных поправок во втором чтении депутат от ЕР Александр Карелин внес предложение о проведении досрочных думских выборов. Поправку даже успели поддержать «Справедливая Россия» и ЛДПР, но Геннадий Зюганов выступил против. В итоге приехавший на Охотный Ряд Владимир Путин призвал эту поправку не принимать, поскольку по ней в Думе нет консенсуса.
Однако Владимир Жириновский все же высказал несколько идей по изменению избирательного законодательства: предложил президенту снизить возраст участия в выборах до 16 лет, давать избирателям премию или отпуск за участие в голосовании, проводить выборы в Госдуму только по партийным спискам и увеличить федеральную часть партийных списков с 10 до 20 человек и дать партиям право самим проверять своих кандидатов на судимость. Кроме того, лидер ЛДПР заявил, что Госдуме нужно новое здание, потому что в старом «невозможно соблюдать социальную дистанцию». Владимир Путин над идеей о расширении федеральной части списка предложил подумать, а про новое здание Госдумы сказал, что мэрия, правительство и управделами прорабатывают этот вопрос.
По словам источника, близкого к руководству ЛДПР, об аресте бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала Владимир Жириновский не заговорил. А вот господин Зюганов даже сообщил «Интерфаксу», что рассказал президенту о притеснениях бывшего губернатора Иркутской области Сергея Левченко и экс-кандидата в президенты директора «Совхоза имени Ленина» Павла Грудинина. Напомним, что сын экс-губернатора Андрей Левченко был арестован 29 сентября по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. А господин Грудинин после выборов президента оказался втянут в имущественную тяжбу, которую коммунисты называют рейдерским захватом. Сам он в августе обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека. Ситуацию вокруг господина Левченко и господина Грудинина лидер КПРФ назвал «политической расправой».
«Повестка президентских встреч отличается от реальной политической повестки, доминирующей в стране. Участники встреч с президентом не спорят с ним, а просят его о чем-то»,— отметил политолог Аббас Галлямов. «Тактика по силовому давлению на отдельных представителей системной оппозиции в регионах и раскрутка новых малых партий помогла понизить планку запросов старых парламентских партий»,— считает политолог Александр Пожалов. По его мнению, на встрече парламентская оппозиция показала, что продолжает видеть себя в качестве системных игроков, заинтересованных в сохранении имеющихся позиций больше, чем в попытке расширить свои электоральные возможности заигрыванием с протестными настроениями. По мнению политолога Дмитрия Фетисова, отсутствие острых вопросов со стороны парламентской оппозиции может быть связано с тем, что ее лидеры получили гарантию каких-то преференций со стороны Кремля или потому что видят поглощенность президента ситуацией в Белоруссии и Закавказье и понимают, что любые острые внутриполитические вопросы сейчас для него второстепенны и лучше дождаться более удобного момента.