Потребительские ожидания старательно отталкивались от дна
Мониторинг настроений
Росстат опубликовал исследование потребительских ожиданий в третьем квартале 2020 года на основе опроса 5,1 тыс. человек в августе. На фоне того, как потребление домохозяйств в этом месяце после отскока в мае—июле вернулось к снижению (см. “Ъ” от 21 сентября), индекс потребительских настроений (включает пять субиндексов, значения которых улучшились) в третьем квартале по сравнению со вторым прибавил сразу 8 процентных пунктов (п. п.), впрочем, оставшись в отрицательной зоне (минус 22%). Наибольший оптимизм демонстрировали представители наиболее экономически активной возрастной группы (30–49 лет, плюс 10 п. п.) и молодежь (15–29 лет, плюс 7 п. п., см. график).
«Это (отскок индекса.— “Ъ”) связано не с увеличением числа оптимистов, а со снижением страхов — пессимизма в настроениях — и ростом числа тех, кто считает, что ситуация в стране и их личное положение остались на прежнем уровне»,— поясняют в Росстате. Примечателен бурный рост доли тех, кто не определился в своем отношении к происходящему и сейчас, и в будущем,— их 54%. «Возможно, это люди, которых тяготит перспектива второй волны. Такой ошеломляющий процент неопределившихся <…> может стать как созидающим экономическое восстановление, так и деструктивным фактором в четвертом квартале 2020 года. Опрос лишь показал, что цена предсказуемости как никогда высока и востребована со стороны общества»,— считает глава департамента корпоративных финансов Финансового университета Константин Ордов.
Измеряемый ФОМ для ЦБ индекс потребительских настроений в сентябре (опросы проводились в начале месяца) по сравнению с августом также вырос — на фоне снижения доли респондентов, у которых есть сбережения, что может свидетельствовать о дальнейшем уменьшении ресурсов для реализации отложенного спроса. При этом, по данным опросов Росстата, в третьем квартале оценки благоприятности условий для сбережений и крупных покупок росли, чего нельзя сказать о привлекательности банковских вкладов.
Впрочем, улучшение потребительских настроений в четвертом квартале, вероятно, остановится из-за ослабления курса рубля, второй волны COVID-19 и ожиданий ужесточения внешних санкций в отношении РФ.