Работа веков
Драгоценные камни в Париже
Сложно припомнить экспозицию, посвященную ювелирному искусству, которая копала бы так глубоко — в самом буквальном смысле слова,— как выставка «Драгоценные камни», подготовленная командой кураторов из Национального музея естественной истории в Саду растений Парижа и дома Van Cleef & Arpels. И музейщики, и ювелиры показывают все самое лучшее из своих коллекций: 360 минералов, драгоценных камней и предметов искусства плюс более 200 исторических произведений искусства ювелирного.
Своеобразным эпиграфом к выставке был выбран роман Жорж Санд, большой поклонницы минералогии, «Лора. Путешествие в кристалл». В нем, напомним, рассказывается история студента Алексиса, попавшего в страну гигантских кристаллов: он блуждает по лесам из хризопраза, по алебастровым гротам, видит опаловые океаны, острова ляпис-лазури, и равнодушная кузина Лора, в которую он влюблен, в этом кристальном подземном мире кажется ему почти феей. Когда же видение рассеивается, перед Алексисом оказывается обычная Лора, в чьем облике уже нет ничего прозрачного, и лишь ее голубые глаза все так же сияют сапфировым блеском.
Кураторы «Драгоценных камней» приглашают совершить похожий вояж: посмотреть на мир через волшебную призму кристаллов. Экспозиция переносит нас на несколько миллиардов лет назад, позволяет проникнуть в недра Земли, узнать, как формируются минералы, ощутить их притягательную силу, увидеть, как они превращаются в произведения искусства, понять, как в природе — в каких-нибудь полупрозрачных завитках раковин аргонавтов или тропических моллюсках, раскрашенных в сотни цветов,— ювелиры находят неиссякаемый источник вдохновения. «В рамках этой выставки диалог на рубеже науки и эстетики получает особенно яркое выражение»,— заявил президент Национального музея естественной истории Бруно Давид. Этот диалог принципиально важен и для ювелирного дома. «Наше сотрудничество с музеем началось в 2016 году с выставки "Драгоценные камни: искусство и наука",— рассказывает Николя Бос, президент и генеральный директор Van Cleef & Arpels.— Мы стремимся добиться баланса между достоверным с научной точки зрения содержанием, которое обеспечивают специалисты музея, показом более 200 ювелирных изделий и поэтичным оформлением, созданным Патриком Жуэном и Санжи Манко. Декорации должны удивить и заворожить посетителей, не умаляя при этом научного содержания экспозиции».
«Научного содержания», надо сказать, здесь хватило бы на несколько выставок. Первая из трех глав экспозиции называется «История Земли, история секретов мастерства». Путь от «Земли» к «мастерству» кураторы показывают наглядно. Вот кристалл рубина из нынешней Мьянмы, которому около 30 млн лет. Вот его дальний родственник, уже ограненный и готовый к закрепке. А вот — брошь Van Cleef & Arpels «Фуксия» (1968), образчик знаковой техники дома «невидимая оправа»: рубины фасетной огранки закреплены на тончайшей золотой решетке без крапанов. Во всей Франции этой техникой владеют от силы человек десять.
Минералы рассказывают долгую историю своего появления в недрах Земли. В экспозиции, к примеру, представлены два метеорита и образец циркона из Австралии — древнейший из минералов, обнаруженный на Земле, ему не меньше 4,4 млрд лет: годится в отцы Луне. К слову, на излете ХХ века появилась версия, что именно в результате этой метеоритной активности на поверхности нашей планеты появилось золото.
Первым алмазам, сформировавшимся в недрах Земли,— 3,3 млрд лет. Цветные камни — турмалины, аквамарины, топазы, рубины и сапфиры гораздо моложе: им всего 600 млн лет, и родились они в горах на территории, простирающейся от сегодняшней Бразилии до Шри-Ланки. Горному хрусталю 60 млн лет, он из Альп. Испокон веков этот камень широко использовался в декоративно-прикладном искусстве, в ХХ веке пик его популярности пришелся на эпоху ар-деко. Van Cleef & Arpels показывают на выставке изумительные настольные часы 1934 года из чистейшего (что редкость) горного хрусталя. В центре квадратный циферблат, по бокам — две колонны, их форма отсылала к архитектурному ансамблю строившегося Дворца Шайо. Могокским рубинам — рекордсменам сегодняшних аукционов — 35 млн лет, и родились они от столкновения Индостанской и Евразийской континентальных плит в Юго-Восточной Азии. И наконец, всего 50 тыс. лет назад в раковинах морских моллюсков начал образовываться жемчуг. Гладкие жемчужины правильной формы быстро вошли в современный ювелирный обиход, а вот крупным — шершавым грушевидным, так называемым барочным, потребовалось время. Тело гладиатора в одноименной филигранной броши Van Cleef & Arpels 1956 года (к слову, это ее первый выход на публику) выполнено именно из такой жемчужины.
Вторая глава, «От минералов к драгоценностям», подробно рассказывает о природных явлениях и факторах, оказывающих влияние на формирование минералов. Так, например, главный критерий, определяющий технические характеристики алмазов,— это давление. Считается, что один из самых известных бриллиантов в истории, «Кохинур» весом 105,6 карата, украшающий корону Елизаветы II, сформировался в самых глубоких слоях Земли. Химические вещества, которые попадают в структуру минерала в процессе формирования, определяют его цвет. Азот придает бриллиантам желтый оттенок, бор — голубой. Вода, как известно, камень точит. А еще — поглощает минеральные соли, проникает глубоко в землю, вступает в химические реакции с другими минералами, заполняет расщелины и жеоды и формирует опалы. Кислород способствует коррозии минералов и, как следствие, появлению бирюзы и яшмы.
Завершающая глава — «Париж как научно-исследовательский центр» — еще один внушительный блок информации об исследованиях, тенденциях в ювелирном искусстве и новаторах. Партия «новатора» отдана Жану Вандому (1930–2017) — французскому ювелиру армянского происхождения (его настоящее имя — Оган Тударян), который первым стал использовать в ювелирных украшениях природные кристаллы. Специально к выставке отреставрировали его «Турмалиновое дерево» — ювелирную скульптуру с зелеными и малиновыми листьями-турмалинами.
Конечно, всех богатств столь масштабной экспозиции даже близко не перечислить. Музей особенно гордится столом Орсини — уникальным произведением декоративно-прикладного искусства XVII века, выполненным в технике маркетри: столешница из каррарского мрамора инкрустирована лазуритом, яшмой, перламутром. В коллекцию его передал Людовик XV, и сейчас стол впервые выходит из запасников к публике. Немало премьер и у Van Cleef & Arpels: так, впервые после приобретения в 2016 году дом показывает ослепительной красоты колье из платины с 673 бриллиантами весом 204,03 карата, созданное по заказу королевы Египта Назли в 1939 году для торжества по случаю свадьбы дочери.
«Драгоценные камни», Музей естественной истории, с 16 сентября 2020 по 14 июня 2021 года