«Новичок» не вписался в клиническую картину

Что известно о веществе, которым якобы отравили Алексея Навального

Организация по запрещению химического оружия нашла в организме Алексея Навального «Новичок», но не такой, которым якобы отравили Скрипалей. По запросу немецких властей ОЗХО изучила анализы оппозиционера и подтвердила, что против него все-таки применили боевое отравляющее вещество. Правда, оно не похоже по составу на известные аналоги, поэтому не считается запрещенным. “Ъ FM” обсудил отчет с химиками и экспертами по утилизации химоружия и выяснил, что известно о новом веществе. С подробностями — Иван Якунин.

Фото: navalny / instagram

В чем казус? Когда якобы отравили Скрипалей, британские власти изучили состав примененного яда и совместно с другими странами подписали соглашение о запрете его использования. В ОЗХО сообщили, что по составу яд в организме Навального похож на те вещества из Солсбери, но не повторяет их, поэтому формально он под ограничения не попадает. Тогда возникает вопрос: что это за новый «Новичок», о котором не было известно раньше?

“Ъ FM” спросил об этом химика Владимира Углева, который работал над отравляющими веществами: «Это какой-то амид, он входит в эту группу. Мы с такими веществами не работали, это разработка ГосНИИОХТ в основном. Он не должен вызывать миоз в резко выраженной форме, чтобы его могли заметить. По токсичности он примерно такой же, как 234-й, а вот по своей ингаляционной способности он намного хуже. Даже если его разлить на полу, он не будет опасен для окружающих. Он только для внутреннего применения, накожного».

Эту версию косвенно подтверждает и сам Навальный. В интервью Юрию Дудю он признался, что не знает, как яд попал в организм, но, скорее всего, через кожу:

— Мы понимаем, что я из номера выходил, схватившись за бутылку с водой, будучи уже пораженным, потом прошло три-четыре часа, долгий период. То есть если бы я выпил это, съел или вдохнул, я бы, конечно, отбросил кони за полчаса, за час. А это был долгий период.

— Значит, просто потрогал?

— Я либо потрогал, это могло быть, знаешь, я снимал рубашку с вешалки, дотронулся до вешалки — и привет.

Тогда следующий вопрос: откуда взялось это вещество? Разработчик «Новичка» Владимир Углев говорит, что его не смог бы приготовить химик-любитель, тем более в кустарной лаборатории: «Может быть, само вещество и можно получить, имея готовые прекурсоры, тут ничего сложного нет. Но дело в том, что сами прекурсоры, особенно фосфорные составляющие, получить не так-то легко. У меня все зубы от этого повылетали. Просто так хлорокись фосфора профторировать не удастся. Эти соединения фтора сожрут и стекло, и все что угодно».

Из этого можно сделать вывод, что примененное вещество готовили в специализированном научном центре. Но Россия с 2017 года официально заявляет, что все запасы химического оружия уничтожены. “Ъ FM” связался с бывшим членом государственной комиссии по химическому разоружению, депутатом Госдумы Владимиром Гутеневым и спросил, могла ли хоть одна доза пропасть во время утилизации и как вообще проходил этот процесс: «Без предъявления каких-либо доказательств о факте отравления Навального такие вопросы в принципе не имеют право на постановку. Эта информация не является публичной. Риск, что оружие, которое государство утилизировало в соответствии с договоренностями, могло быть не утилизировано, я считаю, конечно же, исключен».

Саму комиссию, в которую входил Гутенев, ликвидировали, собственно, из-за того, что все запасы по версии властей были уничтожены. Работы было много: в 1997 году только нервно-паралитических ядов хранилось 32 тыс. тонн. И, кажется, не все запасы были под контролем государства. «Новая газета» публиковала протоколы допросов химика Леонида Ринка. Сотрудник того самого Государственного НИИ органической химии и технологии в 1994 году якобы признался, что продал ампулу с «Новичком» двум чеченским бизнесменам за $1,5 тыс. Но официально власти отрицают создание таких веществ на территории России.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Ни в Советском Союзе, ни в России научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок под условным названием “Новичок” никогда не осуществлялось».

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Не было бы Навального, придумали бы еще чего-то в качестве повода для введения дополнительных санкций».

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Российская Федерация не обладает никакими запасами химических вооружений».

Владимир Путин, президент России: «По данным международных экспертов, примерно в 20 странах мира могут производиться подобные нервнопаралитические вещества».

Что дальше? Вопрос с санкциями за применение яда против Навального, если оно было, остается открытым. С одной стороны, раз вещество не запрещено, никаких ограничений последовать не должно. С другой, и формулы «Новичка», примененного против Скрипалей, не были запрещены, а санкции все равно ввели. Международное законодательство в этом вопросе очень гибкое, говорит бывший член комиссии ООН по биологическому оружию Игорь Никулин: «Их там больше десятка, насколько я знаю, какие-то запрещены, какие-то нет. Разрабатывать средства защиты имеет право любая страна. Там по разным веществам разные количества где-то грамм, где-то 10 грамм, где-то 100 грамм можно нарабатывать для каких-то таких лабораторных целей».

Еще 3 октября министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что Берлин ожидает от Евросоюза введения санкций против России, если применение «Новичка» подтвердится. Он, впрочем, добавил, что они должны быть таргетированными и пропорциональными. После истории со Скрипалями ограничения были персональными: сотрудникам ГРУ Мишкину и Чепиге, а также руководству управления запретили въезд на территорию Евросоюза и заморозили их активы в Европе. Если они были.

В Кремле пока не получали отчета Организации по запрещению химического оружия, сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Вся лента