Высокотехнологичные компании предложили раздробить за монополизм
Конгресс США опубликовал доклад с критикой Apple, Amazon, Google и Facebook
Вчера в Конгрессе США был представлен доклад, составленный по итогам годичного расследования в отношении высокотехнологичных компаний с критикой Apple, Amazon, Google и Facebook. Конгрессмены представили неоспоримые, с их точки зрения, доказательства того, что эти компании злоупотребляют своим положением на рынке, ведут себя как монополисты и вредят конкуренции. В качестве выхода из сложившейся ситуации авторы доклада предложили принудительно выделить из состава этих компаний часть операций и ввести для них ограничения на поглощение других компаний.
Доклад под названием «Расследование конкуренции на цифровых рынках» состоит из 450 страниц. Работа над ним началась около года назад, потребовала проведения семи слушаний в Конгрессе, анализа 1,3 млн страниц документов и переписки, свидетельств 38 антимонопольных экспертов и интервью с 240 участниками рынка, бывшими сотрудниками компаний и другими лицами. В итоге обвинения, представленные в докладе, по сути, мало чем отличались от высказанных ранее во время слушаний в Конгрессе.
В докладе утверждается, что Amazon, Apple, Facebook и Google контролируют главные каналы дистрибуции и, по сути, стали блюстителями порядков на рынке.
«Если так пойдет дальше, то всего через десять лет 30% мировой экономической активности будет связано с этими компаниями и всего с некоторыми другими»,— отмечают конгрессмены.
Первой критике подверглась компания Facebook, которую обвинили в монополизации и монопольном господстве. Например, Facebook активно конкурирует на рынке между своими собственными продуктами (Instagram, WhatsApp и Messenger). Таким образом, как указано в документе, компания «толкает рынок к монополизации».
В докладе отмечается, что сами топ-менеджеры Facebook описывали свою стратегию приобретений как «захват земель» для «укрепления позиций», а глава компании Марк Цукерберг как-то сказал, что «может просто купить любой конкурентоспособный стартап». Как пример приводился Instagram.
Немалая порция критики досталась и Google, которая, по мнению авторов, сохраняет монополию на рынке интернет-поиска при помощи серии антиконкурентных приемов. Согласно документу, Google использует свое монопольное положение на рынке поиска, незаконно присваивая контент от третьих сторон и наращивая собственные результаты вертикального поиска. Кроме того, Google наводнила страницы результата поиска рекламой, размывая границы между ссылками результата поиска и рекламными ссылками.
Еще одним видом монопольного поведения Google стала «серия антиконкурентных покупок и контрактов».
«Купив мобильную ОС Android в 2005 году, Google стала ограничивать деятельность сторонних разработчиков и требовать от производителей предустанавливать приложения самой Google и ее поисковик».
Похожие обвинения высказаны и в адрес Apple. «Доминирование этой компании на рынке определяется ее полным контролем мобильной ОС iOS, что позволяет контролировать всю дистрибуцию программного обеспечения для устройств на iOS. В результате Apple, по сути, обладает монопольной властью на рынке мобильных приложений, контролируя доступ более чем к 100 млн айфонов и айпадов в США»,— говорится в докладе.
В свою очередь, компания Amazon подверглась критике за препятствование конкуренции и монополизм в области интернет-торговли товарами.
«Часто говорится, что Amazon контролирует около 40% всех розничных интернет-продаж в США. Но это, скорее всего, заниженные данные, а реальная доля Amazon достигает около 50%, а то и больше»,— говорится в докладе.
Глава комитета по юридическим вопросам Джеррольд Надлер и глава подкомитета по антимонопольному законодательству Дэвид Сисилини заявили, что «расследование не оставляет сомнений в том, что существует четкая необходимость принять меры — как со стороны Конгресса, так и со стороны антимонопольных органов». Эти меры, по мнению авторов, должны быть приняты для восстановления конкуренции, развития инноваций и охраны демократии.
Авторы доклада предложили комплекс мер по отношению к ведущим технологическим компаниям:
- структурное разделение, которое не позволило бы платформе управлять бизнесом, который зависит или пересекается с самой этой платформой,
- платформы должны создавали сервисы, совместимые с конкурирующими сетями, для большей взаимозаменяемости и более активного обмена данными,
- разработка стандартов, которые бы помешали совершению стратегических поглощений, ведущих к снижению конкуренции,
- внесение исправлений и дополнений в антимонопольные законы — закон Клейтона, закон Шермана и закон о Федеральной торговой комиссии, чтобы привести их в соответствие с текущей ситуацией в цифровой экономике.
Сами компании не согласились с выводами доклада. Так, например, в заявлении Google говорится, что бесплатные продукты Google, такие как поиск, карты и gmail, помогли миллионам американцев. «Мы инвестировали миллиарды долларов в исследования и разработку продуктов и постоянно улучшаем их. Мы конкурируем в динамичной и очень сложной индустрии. Мы не согласны с выводами доклада, который базируется на устаревшей информации, или некорректными обвинениями со стороны наших конкурентов».
А в заявлении Amazon отмечено: «По сути, звучат предположения, что правительство должно указывать продавцам, в каких магазинах они должны продавать свои товары, а потребителям — в каких магазинах они должны покупать. Но если так поступать, то это станет деструктивным и разрушительным фактором как для одних, так и для других».