Курица разбитых фонарей
Станислав Ф. Ростоцкий об «Экстремальной работе», корейской полицейской комедии, ставшей международной франшизой
В российский прокат вышла «Экстремальная работа» — прошлогодний корейский народный хит про копов-неудачников, ставших успешными рестораторами. Сюжет комедии можно прочитать и как метафору успеха корейских кинематографистов, открывших рецепт того, как превратить национальное кино в международный бренд
Блистательно и, очевидно, не в первый раз провалив ответственное задание, группа сеульских детективов (Ли Хани, Чжин Сон Гю, Ли Дон Хви и Гун Мён) во главе с капитаном Ко по прозвищу Зомби (Рю Сын Рён) получает от начальства последний шанс спасти карьеру. В полном составе им придется следить за штаб-квартирой наркодельцов, расположившись в помещении забегаловки напротив. Точка на тринадцать столов, специализирующаяся на жареной курице, дышит на ладан и вот-вот закроется, порушив копам всю маскировку. Команде Ко не остается ничего, кроме как заняться готовкой самостоятельно. По счастью, один из детективов вспоминает семейный рецепт маринада для свиных ребрышек, в сочетании с курицей производящего, как выясняется, абсолютно термоядерный эффект. Забегаловка становится самой модной диковиной сезона, «липкая курица» гремит в интернете и по телевидению, и все идет к тому, что пора запускать франшизу. А кроме того, те самые наркодельцы, следить за которыми у новоявленных рестораторов остается все меньше времени и сил, решают — видимо, насмотревшись сериала «Во все тяжкие», где связь куриного фастфуда и наркотрафика была прослежена предельно четко,— прибрать заведение к рукам.
На локализованных российских постерах «Экстремальную работу» представляют как «новый хит после „Паразитов"». Даже если не задаваться вопросом, куда и почему пропало очевидно необходимое здесь определение «корейский», слоган все равно кажется не совсем точным. Фильм Ли Бён Хёна, известного работой над сценариями прославленных «Скандалистов» (2008) и «Солнечных» (2011) Кан Хён Чхоля, а также собственной успешной мелодрамой «Двадцать» (2015), стал хитом не после, а за полгода до того, как в Канне стартовало триумфальное шествие «Паразитов» Пон Чун Хо. К этому моменту «Работа» собрала по миру $120 млн (из них 113 пришлось на отечественный прокат, а 1,6 — на США) и стала самой кассовой корейской комедией всех времен. Домашний бокс-офис «Паразитов» оказался скромнее ($71 млн), но в планетарном масштабе составил немыслимые по сию пору для корейского фильма $257 млн общих и $53 млн американских сборов. Да и в том, что касается признания, тягаться с каннской «Золотой ветвью», четырьмя «Оскарами» и еще без малого тремя сотнями «паразитских» призов вряд ли имеет смысл. Впрочем, к блокбастеру Ли профессионалы тоже отнеслись вполне одобрительно. Корейская ассоциация кинокритиков включила его в десятку лучших картин года, роли Чжин Сон Гю, Ли Хани и Гун Мёна были отмечены на внутренних киносмотрах, а в рамках самой влиятельной национальной кинопремии «Голубой дракон» «Работе» достался приз зрительских симпатий.
Более подходящей награды для этого фильма придумать невозможно. Это на самом деле стопроцентный шлягер, истинно народное кино, способное претендовать на звание не только хита национального проката, но и просто хита как такового. Местный колорит нисколько не мешает воспринимать происходящее с интересом и симпатией (хотя юмор в фильме довольно специфический и истинный смысл афоризмов вроде «курочка умирает за тех, кто в ней нуждается» и «выбрать хороший провал вместо бесславного успеха — вот лучшая стратегия» постигаешь не сразу) как зрелище абсолютно универсальное. Кажется, что создатели «Экстремальной работы» на некоем гипотетическом аукционе идей приобрели сюжет фильма, подходящий абсолютно для любых «национальных особенностей». Причем приобретен он явно с правом многократного использования: в 2018-м в Китае вышел снятый с участием тех же, что и у «Работы», производителей «Лобстер-полицейский» Ли Синьюня, похожий на фильм Ли, что называется, «до степени смешения», с той разве что разницей, что в китайском варианте в команде работало четыре человека, а фирменным блюдом общепита под прикрытием была не курица, а, как несложно догадаться, дары моря.
Еще в прошлом году заинтересованность в американском ремейке высказал комик Кевин Харт, и, скорее всего, им дело не ограничится: без всякого труда можно представить себе, например, французскую, индийскую или мексиканскую полицейскую комедию с теми же исходными, и уж совсем отчетливо встают перед глазами приключения оперов, по долгу службы обживающих захолустную пышечную где-нибудь на задворках улицы разбитых фонарей. Но и в своем первозданном виде «Экстремальная работа» приносит радость не меньшую, чем добрая порция маринованных голеней. Радость и благодарность. Ведь, если подумать, курочка и впрямь «умирает за тех, кто в ней нуждается». Нельзя допустить, чтобы ее жертва была напрасной.