Бегущий по следствиям
Жизненный путь Джона Макафи, создателя первого в мире антивируса
Джон Макафи — человек без определенной даты рождения, сколотивший состояние на пиаре «худшего ПО на планете» и превративший свою жизнь в бесконечный аттракцион, где эксцентричные выходки чередуются с бегом от закона. Во вторник власти США предъявили ему целый список обвинений, по которым предприниматель может провести всю оставшуюся жизнь за решеткой.
Если коротко описать жизнь Джона Макафи, то лучше всего она уложится в три слова — секс, наркотики, рок-н-ролл. Кажется, что рядовой айтишник, обогатившийся благодаря выпуску антивируса, успел попробовать все — разве что не побывал рок-звездой. Теперь его полное приключений путешествие может быть навсегда прервано. Предъявленные накануне Минюстом и Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) США обвинения грозят предпринимателю тюремным сроком до 30 лет. Сейчас он арестован и ждет решения об экстрадиции в США.
Это далеко не первый случай, когда Джон Макафи попадает в серьезную передрягу. Но, кажется, впервые у него нет шансов из нее выпутаться.
Не быть как отец
Джон Макафи родился, согласно его официальной странице в Facebook, 18 сентября. С годом рождения все не так однозначно. Большинство газет уверяет, что это случилось в 1945 году, но некоторые из его биографов говорят, что он родился годом позже. Возможно, родина Макафи — городок Синдерфорд на западе Англии, а может, он появился на свет где-то в Шотландии. Зато доподлинно известно, что его мать была шотландкой, а отец — американским солдатом, который проходил службу в Шотландии. Потому Джон Макафи пробыл британцем совсем недолго — новоиспеченное семейство вскоре отправилось в американский городок Сейлем (штат Виргиния), тот самый, с ведьмами.
Счастливой семьи не получилось. Отец Джона много пил и не многим меньше бил — и жену, и сына. А когда Джону было 14 лет, отец покончил жизнь самоубийством.
Возможно, именно такое детство определило то, кем стал Макафи-младший: параноиком, при этом любящим жизнь и пытающимся получить от нее максимум.
В 1967 году Джон получил степень бакалавра математики в колледже Роанока. Он хотел получить докторскую степень в одном из колледжей Филадельфии, но попытка не увенчалась успехом: Макафи отчислили за сексуальную связь с одной из студенток. Забегая вперед, отметим, что степень доктора наук Джон все же получил, хотя и много позднее — уже в 2008 году, все в том же колледже Роанока, а на студентке из Филадельфии даже женился.
Уже через год после выпуска он оказался в НАСА, в должности программиста в Институте космических исследований в Нью-Йорке. Это было отличным началом карьеры. Но тогда же Макафи попробовал наркотики и подсел на алкоголь. За покупку марихуаны в США в то время можно было получить тюремный срок. На этом он и попался. Но первое столкновение с законом закончилось для Джона удачно — благодаря адвокату он сумел избежать тюрьмы. А вот так же легко отмахнуться от наркозависимости у молодого программиста не получилось. Более того, он перешел на более тяжелые вещества, в том числе ЛСД. Откровенного наркомана в НАСА терпеть не стали. Неудачей закончился и его первый брак.
Как позднее признавался сам Макафи, тогда он думал о том, чтобы закончить свою жизнь так же, как отец.
Однако зависимость не помешала Джону получить работу в таких крупных компаниях, как Xerox и Computer Science Corporation. А в начале 1980-х его нанял Lockheed — один из мировых лидеров в аэрокосмической и оборонной отраслях. И эта работа стала переломным моментом в его жизни. Именно в тот период он обратился за помощью для борьбы с наркозависимостью, а в 1986 году наткнулся на статью в газете о первом в мире компьютерном вирусе Brain.
Макафи получил копию вируса и начал разрабатывать программу, которая могла бы его остановить,— первый в мире антивирус.
Вирус, созданный двумя братьями из Пакистана, на деле не был таким уж страшным. По сути, он лишь замедлял работу компьютеров с дискетами, при этом никак не повреждая саму компьютерную систему или данные на жестком диске. Но само появление компьютерного вируса напугало миллионы людей по всему миру. И Макафи воспользовался этим: он создал антивирус и начал ездить по клиентам, избавляя их от неизведанной напасти. В 1987 году он создает компанию McAfee Associates и становится признанным компьютерным вирусологом.
Когда в 1992 году появляется вирус Michelangelo, Макафи тут же заявляет, что это самый страшный вирус в мире, который способен поразить миллионы компьютеров. И конечно, его слова тут же приводят к резкому всплеску продаж антивирусного ПО компании. И не важно, что новый вирус в итоге добрался лишь до нескольких десятков тысяч машин. Макафи умел преподнести себя и свой товар. В итоге McAfee становится многомиллиардной компанией, а сам Джон — миллионером.
Выживут только параноики
После McAfee Джон занимался уже чем угодно и где угодно: пытался создать мессенджер, читал лекции студентам и даже основал институт йоги. Затем ему наскучила жизнь в США и общение с людьми, которые, по его словам, завидовали его богатству. Он переехал в Белиз. Впрочем, у New York Times была своя версия: по данным газеты, состояние Макафи на волне финансового кризиса и из-за его неудачных вложений сократилось со $100 млн до $4 млн. Сам бизнесмен эту версию, конечно же, отрицал.
Перебравшись в Белиз, он встретил микробиолога Эллисон Адонизио, которая рассказала Макафи, что из растений можно создать новый класс антибиотиков (во всяком случае, она так считала). Макафи эта идея понравилась — так на свет появился стартап QuorumEx, который впоследствии доставит ему немало проблем.
Со временем создатель антивируса начал торговать в Белизе кофе, сигарами, создал компанию водных такси и попутно небольшую армию наемников — ему стало казаться, что за ним постоянно следят.
Когда же он обнаружил, что в паре километров от его жилища расположена деревня наркоторговцев, его паранойя вышла на новый уровень. Теперь он начал спонсировать местную полицию и закупать ей оружие, пытался подкупить мелких наркоторговцев, чтобы те бросили грязный бизнес, и даже сам останавливал проезжающие машины, которые казались ему подозрительными.
Столь бурная деятельность миллионера в очень бедном и маленьком государстве (его население насчитывает всего около 200 тыс. человек) не осталась незамеченной. В мае 2012 года в дом Макафи пришла полиция для проведения обыска. Его обвинили в продаже нелицензированных лекарств (плод деятельности QuorumEx) и незаконной торговле оружием. Но, как и в случае с марихуаной, купленной в далеких 1960-х, Джону вновь удалось избежать наказания — все обвинения в итоге были сняты, а сам он подал в суд на власти за необоснованный арест.
Неизвестно, казался ли Джону врагом или шпионом его сосед Грег Фолл, но с ним они постоянно ссорились.
А в ноябре 2012 года Фолл был найден мертвым — его застрелили в собственном доме. Макафи стал главным подозреваемым по этому делу и пустился в бега.
Бежать он решил в соседнюю Гватемалу, а сам побег был настоящей спецоперацией.
Некоторое время Джон скрывался от полиции в заброшенных сараях, постоянно менял номера телефонов, а также организовал целую шпионскую сеть, чтобы отслеживать действия полиции. Но это было далеко не все. Чтобы запутать власти, он нанял двойника, который отправился в Мексику с паспортом КНДР. И его, конечно же, довольно скоро арестовали — этого Макафи и добивался. Новость об аресте тут же растиражировали в соцсетях его же друзья, и та оказалась во всех мировых СМИ.
Сам же Макафи в это время занимался изменением своей внешности: покрасил волосы и бороду, изменил форму скул с помощью жвачки и стал ждать.
Ждал он дождливого дня, когда пограничникам не очень нравится подолгу возиться с машинами под ливнем. Так он и проскочил через пограничный контроль и оказался в Гватемале.
Впрочем, там он был почти тут же задержан: его случайно подставили журналисты, которым он решил дать интервью, чтобы заявить о своей невиновности. При публикации интервью на сайт была загружена фотография с метаданными о местоположении убежища Макафи. Его тут же арестовали по запросу властей Белиза.
Казалось, избежать скамьи подсудимых в третий раз Макафи не удастся. Но через неделю после ареста гватемальские власти неожиданно решают выдать Макафи не Белизу, с которым едва ли не воевали, а США, даровав ему таким образом свободу.
Продажник старой закалки
Вернувшись домой, Макафи нашел себе новую жену — проститутку Дженис Дайсон, и новое призвание. Его состояние после всех приключений в Белизе заметно оскудело, и требовался новый источник доходов. И этот эксцентричный предприниматель нашел его в криптовалютах.
Может, инвестиции и не конек Джона Макафи, зато умение убеждать людей никогда его не подводило. К тому же в США он по-прежнему оставался человеком, создавшим первый антивирус, и тем, к чьим словам прислушивались сотни тысячи людей. Большего Макафи не нужно: его источником заработка становится аккаунт в Twitter, где у него около миллиона подписчиков и где он может так же ярко и столь же убедительно, как и в начале 1990-х, рассказывать о будущем биткойна, эфириума и других криптовалют, а также о перспективных проектах, проводящих первичное размещение токенов (ICO). Рассказывает он о них, разумеется, не бесплатно.
Каждая такая публикация, по разным оценкам, приносила ему от $100 тыс. до $500 тыс.
Учитывая, что большинство рекламируемых Макафи проектов были откровенным скамом, его деятельностью заинтересовалась Комиссия по ценным бумагам и биржам США, которая предупредила бизнесмена, что реклама криптовалютных проектов может привести к уголовной ответственности. После этого он перестал продвигать ICO в своем Twitter. Но, как выяснилось во вторник, слишком поздно: SEC предъявила ему обвинения в получении $23,1 млн от хозяев проектов, проводивших ICO, и сокрытии этих доходов, а также распространении ложной информации о самих проектах с целью привлечения к ним внимания инвесторов, от чего сам Макафи также получал финансовую выгоду.
Джон Макафи был арестован 3 октября в аэропорту Барселоны Эль-Прат, откуда он должен был улететь в Стамбул. При этом обвинения были сформулированы властями еще в середине июня. Вместо Турции Макафи, скорее всего, отправится в США. И «любителю женщин, приключений и загадок» понадобится вся его удача, чтобы избежать тюрьмы и на этот раз — после его собственных признаний в Twitter в незаполнении налоговых деклараций и получении круглых сумм за рекламу криптовалютных стартапов.