С доктора сняли халатность
Астраханский психиатр Александр Шишлов полностью оправдан
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции отменил приговоры Ленинского районного суда Астрахани и Астраханского областного суда по уголовному делу в отношении врача астраханской психиатрической больницы Александра Шишлова. Уголовное преследование в отношении господина Шишлова было прекращено за отсутствием состава преступления. Ранее он был признан виновным в халатности, в марте кассационный суд направил дело на новое рассмотрение. Врач, отбывший по приговору суда полгода в колонии-поселении, называет решение ожидаемым и намерен подать заявление на возмещение морального вреда.
Судья четвертого кассационного суда общей юрисдикции Юлия Шумакова прекратила уголовное преследование врача астраханской областной клинической психиатрической больницы Александра Шишлова, обвиняемого в халатности, в связи с отсутствием состава преступления, сообщили „Ъ“ в суде. Судья отменила решение Астраханского областного суда, который при повторном рассмотрении переквалифицировал обвинение господину Шишлову и закрыл уголовное дело по нереабилитирующим основаниям.
Как писал „Ъ“, врач ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница» Александр Шишлов был признан виновным в халатности. В 2017 году комиссия из трех врачей провела плановое обследование мужчины с шизофренией, который уже несколько лет находился на принудительном лечении из-за совершенного убийства. Комиссия зафиксировала улучшение состояния пациента и в соответствии с инструкциями рекомендовала суду изменить вид принудительного лечения на амбулаторное.
В июле 2017 года пациент выписался из стационара, а в сентябре того же года ранил свою племянницу и убил ее трехлетнюю дочь. Прибывшие на место происшествия полицейские не смогли задержать злоумышленника и застрелили мужчину. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в отношении трех членов врачебной комиссии. Однако позже завотделением больницы и его заместитель получили статус свидетелей, а обвинение по статье «халатность, повлекшая смерть человека» (ч. 2 ст. 293 УК РФ) было предъявлено только Александру Шишлову. Следствие посчитало, что именно господин Шишлов «выступил в составе комиссии с инициативой об изменении принудительного лечения пациенту». Следователи посчитали, что врач достоверно знал об отсутствии положительной динамики психического состояния у пациента.
Защита господина Шишлова настаивала на его полном оправдании, указывая, что он действовал в полном соответствии с инструкциями, но Ленинским районным судом Астрахани врач был осужден на два года колонии-поселения с запретом на работу по профессии в течение двух лет и был этапирован в Калмыкию, где находился в течение полугода.
12 марта этого года четвертый кассационный суд в Краснодаре признал приговор врачу Александру Шишлову незаконным и направил его на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Астраханское отделение профсоюза медработников «Действие» провело несколько акций в поддержку господина Шишлова.
При повторном рассмотрении Астраханский областной суд изменил квалификацию предъявленного обвинения на «халатность, повлекшая существенное нарушение прав и законных интересов граждан» (ч. 1 ст. 293 УК РФ) и прекратил дело по истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности, часть приговора о запрете на работу была отменена. При этом, по словам господина Шишлова, при вынесении решения суд полностью сохранил прежнюю аргументацию.
«Меня не устроило это компромиссное решение, и обращение в кассацию было делом чести»,— отметил господин Шишлов. По его словам, постановление кассационной инстанции было в целом ожидаемым, «хотя мы и привыкли, что такие решения обычно принимает Верховный суд». «Мы должны были разорвать круг беззакония, которое продолжилось в областном суде. Хорошо, что кассация приняла решение, в котором закон совпадает со здравым смыслом»,— отметил господин Шишлов.
Сейчас в его планах подавать заявление на реабилитацию и иск о возмещении морального вреда.
Восстанавливаться на прежнем рабочем месте врач не намерен. «Я восстановил лицензию еще 28 мая, сейчас продолжаю работать по профилю в другом месте. Возвращаться в больницу я не буду, а оклеветавшие меня врачи до сих пор продолжают пребывать на тех же должностях»,— отметил он, подчеркнув, что не исключает подачи заявления о клевете со стороны бывших коллег.
Прокуратура пока не приняла решение об обжаловании решения кассации.