Тонкая трастная линия
Топ-менеджер банка «Траст» стал подозреваемым в мошенничестве после конфликта с деловым партнером
В результате акционерного конфликта еще один крупный бизнесмен оказался под следствием. После обыска был доставлен на допрос, после которого задержан по подозрению в особо крупном мошенничестве Михаил Хабаров — исполнительный директор подконтрольного ЦБ банка плохих активов «Траст». По версии следствия, господин Хабаров похитил у своего бывшего партнера по группе компаний «Деловые линии» Александра Богатикова около 842 млн руб. Защита господина Хабарова, который причастность к мошенничеству отрицает, отмечает, что в основу дела лег давний конфликт между бизнесменами.
К исполнительному директору банка «Траст» Михаилу Хабарову, проживающему в центре Москвы, сотрудники столичного главка Следственного комитета России (СКР) пришли ранним утром 8 октября. Вместо спецназа и сотрудников ФСБ, обычных при таких следственных действиях, их сопровождали оперативники УМВД по Западному округу, имеющие далеко не однозначную репутацию после уголовного преследования журналиста Ивана Голунова.
Несмотря на то что уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 150 УК) было возбуждено ГСУ СКР 30 сентября, следователи не получили санкцию Пресненского райсуда на обыск, оформив мероприятие как неотложное следственное действие.
Господину Хабарову предложили добровольно выдать оружие и другие запрещенные к хранению предметы, но ничего криминального у него дома не оказалось.
Проведя несколько часов в квартире, следователи и оперативники, по словам представителей бизнесмена, довольствовались изъятием мобильных телефонов, электронных носителей и документов, оставив в целости деньги и другие ценности, хотя ведомственные инструкции рекомендуют силовикам изымать, описывать и арестовывать буквально все, что можно использовать для погашения ущерба, который в данном случае, по версии ГСУ СКР, был нанесен физическому лицу.
Закончив с неотложным обыском, силовики вместе с господином Хабаровым и его защитником отправились в здание главка на Новом Арбате. Там топ-менеджер провел много часов до позднего вечера, отвечая на вопросы следователя по особо важным делам.
Как рассказал один из защитников предпринимателя, одни и те же вопросы задавились по кругу два, а то и три раза и господин Хабаров давал необходимые пояснения.
В ГСУ СКР от комментариев воздержались, а оперативники между собой называли происходящее «крупной реализацией». Поздно вечером следователь принял решение о задержании Михаила Хабарова. Очевидно, 9 октября следствие обратится в Пресненский райсуд с ходатайством об избрании ему меры пресечения.
Учитывая тяжесть инкриминируемого преступления (до десяти лет заключения), у следствия есть формальные основания требовать ареста для господина Хабарова. В то же время следственные действия с его участием 8 октября были первыми по этому делу — топ-менеджер не знал, что против него подано заявление в правоохранительные органы.
По словам защитников, заявителем и потерпевшим по делу выступает экс-партнер господина Хабарова по группе «Деловые линии» Александр Богатиков.
«Дело является попыткой оказать незаконное уголовно-правовое давление на господина Хабарова и заставить его отказаться от взыскания с господина Богатикова долга в $58 млн, подтвержденного решением Лондонского международного третейского суда, вынесенным в январе 2020 года»,— сообщил адвокат топ-менеджера Владимир Слащев.
Согласно заявлению Александра Богатикова, экс-партнер в составе группы лиц похитил у него в 2014–2017 годах 841,8 млн руб. По словам адвоката, господин Богатиков в заявлении приводит «абсурдные доводы о том, что Михаил Хабаров принудил его заключить соглашения об опционе и оказании услуг, введя тем самым в заблуждение». «Это ничем не подтвержденная ложь. Более того, господин Богатиков, давая показания в Лондонском суде, ничего подобного не заявлял и не спорил по поводу законности договора с господином Хабаровым»,— отметил защитник.
Михаил Хабаров родился в 1971 году в городе Златоусте Челябинской области. Окончив Московский институт стали и сплавов с дипломом инженера по автоматизации металлургического производства, работал в Инкомбанке и ОАО «Магнитогорская сталь», откуда с должности заместителя гендиректора по инвестициям и стратегическому развитию перешел в страховую компанию РОСНО, став в 2003 году ее финансовым директором. В 2006–2014 годах руководил инвестиционными структурами «Альфа-групп», затем возглавлял «Альфа-Капитал». В 2015 году Михаил Хабаров стал партнером и председателем совета директоров транспортно-логистической компании «Деловые линии», а в мае 2019 года был назначен на должность главного исполнительного директора (CEO) банка «Траст».
Спор с сооснователем «Деловых линий» Александром Богатиковым относится к 2015 году, когда, по утверждению господина Хабарова и подконтрольной ему Caledor Consulting Limited, было заключено опционное соглашение о покупке 30% в холдинговой компании группы — ООО «Деловые линии» — у подконтрольной второй стороне Doglemor Trade Limited по цене $60 млн. Однако потом структура владения ООО была изменена, господин Богатиков передал доли в контролирующей холдинг фирме родственникам (см. “Ъ” от 14 января).
В январе Лондонский международный третейский суд (LCIA) встал на сторону господина Хабарова, постановив взыскать с Александра Богатикова, Doglemor и кипрской DL Management $58 млн. Арбитражный суд Санкт-Петербурга наложил арест на акции группы «Деловые линии» (см. “Ъ” от 9 июня), но потом их снял, в то же время кипрский суд ввел свои обеспечительные меры, запретив кипрским структурам господина Богатикова продавать активы (см. “Ъ” от 10 августа).
С адвокатами господина Богатикова связаться не удалось. В «Деловых линиях» заявили, что дело группы не касается и не сказывается на ее операционной деятельности, заверяя, что продолжат работать «в обычном режиме». В «Трасте» также не связывают уголовное преследование топ-менеджера с работой банка.