Аэропорт выходит из пике
Черноморские курорты и Санкт-Петербург поддержали Большое Савино
Из-за пандемии пассажиропоток пермского аэропорта, по итогам девяти месяцев, уменьшился более чем на треть. Однако с середины года авиаперевозки из Перми демонстрируют рост и отыграли весеннее падение. Пассажиропоток растет, в основном, за счет полетов на черноморские курорты и в Санкт-Петербург. Эксперты прогнозируют, что осенью пассажиропоток снова начнет снижаться, и если ситуация с перевозками осложнится, то операторам аэропортов придется пойти на более жесткое сокращение издержек, чем в первую волну коронавируса.
АО «Международный аэропорт Пермь» отчиталось о пассажиропотоке за девять месяцев текущего года. Как следует из данных, предоставленных обществом, за указанный период этот показатель, с учетом транзитных пассажиров, снизился на 33,8% по сравнению с 2019 годом. Всего за девять месяцев транспортными услугами Большого Савино воспользовались 835 тыс. пассажиров, против 1,261 млн в прошлом. До закрытия международного сообщения в конце марта за границу успели вылететь 35,497 тыс. пассажиров, в 2019 году за девять месяцев этот показатель составил чуть больше 250 тыс. чел. Таким образом, падение «заграничного» пассажиропотока составило 85,8%. Снижение на внутренних воздушных линиях составило 21,1% — с 1,005 млн до 793,353 тыс. чел.
Напомним, в марте и апреле из-за резкого сокращения количества рейсов, связанного с распространением коронавируса, пассажиропоток пермского аэропорта упал на рекордные 91,7 и 92% соответственно.
Ситуация резко поменялась с отменой коронавирусных ограничений в РФ в июне. Так, по сравнению с маем, число пассажиров на московском направлении увеличилось с 4,8 до 27,3 тыс. чел., на питерском — с 947 до 5 тыс. чел. В июле пассажиропоток в Москву и обратно увеличился до 48,8 тыс. чел. (86 490 в 2019-м), при этом количество пассажиров на санкт-петербургском направлении превысило 17,1 тыс. чел., что на 71% выше показателя 2019 года.
В июле начался резкий рост пассажиропотока на черноморских направлениях, итоговые цифры по месяцу также выше аналогичного периода 2019 года. Так количество пассажиров на сообщении с Анапой выросло на 91,4% и составило 13136 человек. Объем перевозок в Симферополь вырос в 2,6, всего услугами аэропорта на этом направлении воспользовались 14721 человек. Наименьший рост в процентном отношении зафиксирован на сочинском направлении, где пассажиропоток увеличился лишь на 17,44%.
В августе рост перевозок в курортные города продолжался. Пассажиропоток в Анапу и обратно вырос на 118%, достигнув 15,9 тыс. чел. В Симферополь — на 216% (19,6 тыс. чел.), в Сочи — на 19,31%. Последний курорт стал абсолютным лидером (20 332 чел.). Пассажиропоток на сообщении с Санкт-Петербургом также увеличился на 82,2%. При этом общая численность пассажиров на внутренних линиях впервые с начала эпидемии превысила прошлогоднюю. В августе 2020 года услугами пермского аэропорта воспользовались более 157,6 тыс. чел., это на 15,45% больше, чем в 2019-м.
В сентябре общее число перевезенных пассажиров на внутренних линиях превысило 148 тыс. чел. (рост 23,45%). Интересно, что после увеличения количества рейсов в Москву по итогам сентября поток пассажиров на этом направлении оказался лишь на 10,4% меньше, чем в прошлом году. Всего, с учетом отсутствия международных рейсов, количество обслуженных пассажиров за девять месяцев 2020 года лишь на 6,3% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко говорит, что с закрытием границ туристы переориентировались на российские курорты, что вызвало рост перевозок на внутренних воздушных линиях. «Но в сентябре сезон на русском юге закончился, поэтому понятно, что и авиакомпании, и аэропорты прогнозируют падение пассажиропотока. Господин Крамаренко отмечает, что от международных рейсов зависят доходы аэропортов и от неавиационных видов деятельности. «Пассажир, который летит за границу, приезжает туда раньше, чем тот, который путешествует внутри страны, соответственно, тратит больше денег в магазинах или кафе, поэтому аэропорты, из которых открылись полеты в ту же Турцию, находятся в более выигрышном положении». По его словам, еще в первую волну кризиса операторы уже по максимуму сократили издержки. «Затраты на содержание персонала составляют примерно 40–50% от расходов региональных аэропортов, не считая капитальных вложений,— рассказывает эксперт.— Поэтому в первую волну коронавируса работников переводили на неполный день или отправляли в отпуска. Если ситуация осложнится, то, возможно, аэропортам придется пойти на более жесткие меры».
Руководитель сети туристических агентств «Планета» Виктор Тюлин отмечает, что лидерство Сочи по пассажиропотоку объясняется тем, что этот курорт традиционно пользуется высоким спросом среди туристов. «Как ни крути, в Сочи и отели более интересные, и сервис на более высоком уровне,— отмечает он.— Рост потока на направлениях Анапы и Симферополя объясняется тем, что туда было увеличено количество рейсов. В Сочи рейсов и так было относительно много, все самолеты были под завязку. Эксперт отмечает, что этот курорт будет пользоваться наибольшей популярностью и в осенне-зимний сезон. «На новогодние каникулы туда уже не попасть, с Крымом ситуация пока проще, места есть». При этом господин Тюлин сомневается, что в этот период серьезно вырастет спрос на рейсы в Минеральные Воды, с которыми у Перми также есть прямое авиасообщение. «Власти Ставрополья уже ввели двухнедельный карантин для прибывающих из других регионов. Как дальше будет развиваться эпидемическая ситуация, никто не знает, люди не хотят рисковать деньгами»,— пояснил он.