Для капвложений смонтирована база
Режим СЗПК готов к практическому применению
Белый дом завершил формирование нормативной базы, которая необходима для запуска давно обещанного инвесторам механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В условиях сокращения госинвестиций власти считают соглашения ключевым инструментом для восстановления экономики. Хотя ранее принятый закон о СЗПК получил одобрение участников рынка, предприниматели и эксперты указывают на необходимость его доработки, в том числе в части компенсации затрат инвесторов. Минэкономики обещает гибко достраивать новый механизм — пока он воспринимается как экспериментальный.
Правительство объявило о завершении разработки нормативной базы, необходимой для запуска механизма СЗПК,— о подписании постановлений, регламентирующих порядок заключения таких соглашений и предоставления инвесторам компенсаций, вчера на заседании правительства сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
Напомним, инициированный первым вице-премьером Андреем Белоусовым закон о СЗПК вводит механизм соглашений между инвестором и государством о неизменности условий проекта на весь срок его реализации. Власти рассчитывают на СЗПК как на ключевой инструмент выполнения президентской цели по перезапуску инвестиционного цикла и восстановления экономики после «коронакризиса» в условиях бюджетной консолидации.
До 2024 года власти намерены подписать не менее 1 тыс. соглашений на 14 трлн руб., до конца этого года планируется заключить 20 пилотных соглашений на 900 млрд руб.
Первое из подписанных постановлений в большей степени носит технический характер и регламентирует порядок заключения, изменения условий и прекращения действия соглашений. Документ носит временный характер и прекратит свое действие с переводом процессов заключения СЗПК в электронный формат. Подписывать соглашения от имени государства будет Минэкономики, сопровождать инвесторов в процессе работы над СЗПК — Агентство инвестиционного развития (его возглавляет первый заместитель главы Минэкономики Андрей Иванов).
Второе постановление правительства уточняет порядок возмещения затрат инвесторов на строительство и модернизацию инфраструктурных объектов, необходимых для запуска инвестпроектов. Также компании смогут возместить расходы по кредитным и облигационным займам, привлеченным на инвестиционные цели. Предполагается, что на возмещение затрат потребуется от 5 до 11 лет в зависимости от типа объекта и условий соглашения. Например, в отношении затрат на обеспечивающую инфраструктуру возместить удастся 50% расходов инвестора, затрат на сопутствующую инфраструктуру — 100%.
Размер субсидии при этом будет ограничен, в том числе суммой уплаченных инвестором налогов: НДС (за вычетом возмещения), акциза на транспорт, налога на прибыль и таможенных пошлин.
Возмещение не может быть больше сметной стоимости создания объекта инфраструктуры, подтвержденной госэкспертизой. В случае если компания получает иные меры поддержки за счет бюджета, размер субсидии также будет уменьшен. Для получения субсидии компания должна будет пройти технологический и ценовой аудит, для проведения которого привлекается экспертная организация, а в случае если реализация проекта регулируется градостроительным законодательством — госэкспертизу проектной документации и сметы. Если инвестор возместил свои затраты из бюджета, то на созданный им объект накладываются ограничения — так, его нельзя будет продать или сдать в аренду третьим лицам в течение десяти лет с даты предоставления компенсации.
Ряд экспертов считают, что в таком виде механизм возмещения выглядит достаточно трудоемким для бизнеса. «Инвестор в обязательном порядке должен привлечь экспертов для оценки обоснованности и правомерности затрат на инфраструктуру, а получить компенсацию он может только после введения объекта в эксплуатацию»,— говорит руководитель практик в сфере ГЧП, инфраструктурных проектов, энергетики и природных ресурсов PwC в России Владимир Соколов.
Предполагается, что у компаний вскоре появится альтернатива для возмещения затрат в виде налогового вычета.
Ранее Минэкономики уже подтвердило планы о погружении этого инструмента в закон о СЗПК — по региональным и прямым федеральным налогам (см. “Ъ” от 15 сентября). «В случае применения налогового вычета механизм возмещения затрат де-факто находится в руках самого инвестора»,— объясняет преимущества инструмента директор Центра налоговой политики МГУ Кирилл Никитин.
В целом на рынке возлагают большие надежды на СЗПК. «Механизм со стабилизационной оговоркой значительно укрепит доверие инвесторов. В условиях волатильности рынка это особенно важно»,— отмечает гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев, рассчитывающий на подписание СЗПК до конца года. «Мы считаем такую меру господдержки своевременной и отмечаем возможность ее использования в отношении проектов, в том числе финансируемых в рамках фабрики проектного финансирования. СЗПК позволит снизить проектные риски и ускорит для инициаторов проектов возможность привлечения финансирования ВЭБ.РФ и коммерческих банков»,— говорит глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Впрочем, эксперты и предприниматели по-прежнему заявляют о необходимости донастройки СЗПК.
Речь идет, например, о расширении действия механизма на средний бизнес (за счет снижения порогов по объему капвложений), о распространении на новые проекты в Арктике, а также о включении в стабилизационную оговорку повышаемых с 2021 года по отдельным направлениям ставок НДПИ. В Минэкономики обещают корректировку режима уже осенью 2020 года. Предполагается распространить его на проекты комплексной застройки территорий, расширить стабилизационную оговорку, оптимизировать процедуру заключения соглашений. Ряд изменений запланирован к принятию Госдумой в следующем году — пока же режим СЗПК де-факто будет работать в экспериментальном режиме.