«Вопрос в том, кто медицинские койки будет обслуживать»

Кандидат медицинских наук — о возможностях системы здравоохранения и второй волне коронавируса

Суточный прирост заболевших COVID-19 в России побил рекорд с начала пандемии. В стране выявили 12126 случаев. Показатели в Москве после короткого спада снова идут вверх. Весной в столице было развернуто около 25 тысяч коек для больных коронавирусом. Сколько их сейчас, неизвестно. Власти заявляют, что резервов достаточно, но они не бесконечны. В Депздраве на днях сообщили, что плановая помощь оказывается в полном объеме. При этом, как рассказывал “Ъ FM”, москвичи жалуются на длительное ожидание врача, невозможность оперативно сдать тест на COVID-19 и очереди в КТ-центрах. В Москве начинают снова разворачивать временные госпитали для больных коронавирусом. Кандидат медицинских наук Кирилл Маслиев в эфире “Ъ FM” рассказал, сможет ли система здравоохранения справится, если ситуация будет развиваться по худшему сценарию.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

— Сейчас ситуация, действительно, сложнее, чем весной. Она осложняется достаточно большим количеством факторов. Один из них — это то, что не всегда соблюдается дистанция, масочный режим.

Дело в том, что по опросам, если в мае порядка 40% населения одобряло достаточно жесткие ограничительные меры, то сейчас только 15%, то есть фактически в три раза меньше людей позитивно относится к введению каких-то жестких мер.

И это видно по тем мерам безопасности, которые осуществляются самим населением. Второй фактор — это, конечно же, погодные условия. Дело в том, что в Москве, например, уже со следующей недели температура достигнет 10 градусов. Слизистая будет более сухой, и это будет способствовать более активной контаминации вируса, к тому же люди будут в большей степени находиться не на улице, а в закрытых помещениях. Мы знаем, что всегда в осенне-зимний период коэффициент распространения инфекции значительно выше, потому что люди плотно общаются в закрытых помещениях, где недостаточно вентиляции.

Последние данные по коронавирусу в России и мире

Смотреть

— По худшему прогнозу, который дают эксперты Сбербанка, пик наступит через две недели, и в Москве будет около 8 тыс. заболевших в сутки. Сейчас это менее 4 тыс. Насколько вы согласны с таким прогнозом?

— В принципе такой прогноз допустим, действительно, если меры по дистанции, по масочному режиму не будут предприниматься, то вполне возможно достижение таких цифр.

— Как вы думаете, каких показателей по стране может достичь Россия?

— Очень трудно прогнозировать, потому что опять же это многофакторное заболевание, и мы не знаем, как поведет себя коронавирус при присоединении сезонных инфекций. Потому что в мае не было такого количества острых респираторных заболеваний, эпидемии гриппа. Сейчас мы не можем оценить ту динамику, которая возможна. В принципе достижимы и показатели превышения приблизительно на 20% от показателя мая. Это вполне допустимый коридор.

— Уже сейчас появляются сообщения, что в ряде регионов не хватает коек. В Москве довольно сложная ситуация. Если будет все развиваться по худшему сценарию, как это будет влиять на то, что происходит в больницах, и кому будут отказывать в медицинской помощи?

— Дело не только в медицинских койках. Медицинских коек можно развернуть и на 5 тыс. коек больше. Вопрос в том, кто эти медицинские койки будет обслуживать, с точки зрения медицинского персонала, потому что он ограничен. Мы помним, как в странах Европы, в Америке, когда был коллапс медицинской системы, они приглашали врачей из других стран, обеспечивая их высоким уровнем заработной платы.

И, действительно, если большая часть врачей сконцентрировано в Москве и в Московской области, то в регионах с медицинским персоналом ситуация намного тяжелее.

Коек может быть достаточно. Количество врачей, которые будут работать, ограничено. Второе — это система скорой помощи, потому что сейчас, в первую очередь, страдает именно их работа и обслуживание пациентов в поликлиниках. И мы помним, как в мае многие ожидали визита скорой помощи по 3, по 4, по 5 часов. К сожалению, эта ситуация может повториться, и усилия должны быть направлены именно на работу скорой помощи.

Если же мы говорим об оказании медицинской помощи, то мы помним, что Европа — это первый регион, где применили отказ в плановой госпитализации, и потом уже другие страны тоже взяли на вооружение такую тактику. Конечно же, помощь будут оказывать в первую очередь пациентам, которые нуждаются в экстренной госпитализации. А все плановое лечение будет на время законсервировано.

— То есть, если происходит рост заболевания коронавирусом, то что происходит с системой здравоохранения? Первый шаг — это отказ от плановой помощи или какие-то другие еще варианты возможны?

— Первый шаг — это открытие большего количества коек, перепрофилирование ряда медицинских учреждений. Второй шаг — это улучшение логистики скоропомощной базы. И третье — это, действительно, отказ от планового приема какой-то категории пациентов, которым, возможно, спустя время оказать медицинскую помощь, они не нуждаются в экстренной медицинской помощи.

— О каких заболеваниях идет речь?

— В первую очередь, будут оказывать помощь пациентам с острым болевым синдромом, который возникает при различных патологиях, это и инфаркт, это и хирургическая патология, травмы. Конечно же, от оказания помощи таким пациентам никогда не откажут и не будут откладывать. А пациентам с какими-то хроническими заболеваниями, находящиеся не в острой фазе, будет, конечно, отказано в экстренной госпитализации, в каком-то плановом осмотре, он будет перенесен.

Беседовала Наталья Жданова

Вся лента