Монолог власти и оппозиции

В СИЗО КГБ Белоруссии Александр Лукашенко пытался поговорить с политическими противниками. Покончить с протестами это не помогло

Президент Белоруссии Александр Лукашенко услышал призыв оппонентов начать диалог с оппозицией и начал его — правда, в СИЗО Комитета государственной безопасности страны. Затянувшаяся на четыре с половиной часа беседа, однако, не охладила пыл протестующих: в 10-е, «юбилейное» воскресенье на дождливые улицы Минска вновь вышло множество людей, которых встретили водометами и светошумовыми гранатами.

Фото: AP

«Цель президента — услышать мнение всех» — так близкий к пресс-службе президента Лукашенко Telegram-канал «Пул Первого» описал цель визита главы государства в СИЗО КГБ, где тот провел встречу с представителями оппозиции. На ней присутствовали 11 человек, в том числе бывший глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико и его сын Эдуард, координатор штаба оппозиции Юрий Воскресенский, член президиума координационного совета оппозиции Лилия Власова и политтехнолог Виталий Шкляров.

Впрочем, получился ли диалог власти и оппозиции, судить было трудно: на опубликованном фрагменте видео говорил лишь господин Лукашенко. «Не надо зацикливаться только на конституции. Половина, насколько я понимаю, здесь юристы и прекрасно понимают, что конституцию на улице не напишешь»,— сказал он, подчеркнув, что старается убедить и сторонников оппозиции, и все общество, что на «проблему надо смотреть шире».

Шире смотреть на состав участников диалога, видимо, было не нужно: на самой встрече не было крупнейших оппозиционных ньюсмейкеров вроде представителя штаба Виктора Бабарико Марии Колесниковой или мужа Светланы Тихановской Сергея. Ему, впрочем, впервые за четыре месяца с момента заключения позволили созвониться с супругой. «Надо как-то жестче быть»,— напутствовал супругу господин Тихановский. «Жестче? Я переживаю за всех, кто в тюрьме находится, чтобы на вас это не отразилось. Но, значит, будем жестче»,— ответствовала супруга. Она пообещала бороться за освобождение мужа и его соратников и рассказала ему, что канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон — хорошие люди, белорусскую оппозицию поддерживают и в ее победу верят.

Встреча президента Белоруссии Александра Лукашенко с представителями оппозиционных политических движений

Фото: пресс-служба президента Республики Беларусь

«Конечно, это все необычно и для Беларуси, и для зарубежных стран. Все белорусами восхищаются. Но все верят в нас. И все белорусы в себя поверили. Сейчас нет одного лидера, который управляет всем, что происходит»,— рассказала она мужу. Госпожа Тихановская отметила, что ключевая особенность нынешнего белорусского протеста — децентрализованность и, соответственно, невозможность его подавить изоляцией какого-либо отдельного человека. «Конечно, люди боятся, но борются сами с собой и выходят. Точно никто не остановится. Следующее, что должно случиться,— это переговоры с властью»,— подытожила она, выразив уверенность, что нынешние белорусские власти «никуда не денутся» от переговоров. Попутно она шуткой опровергла вчерашнее сообщение Александра Лукашенко о том, что он лично вручил ей $15 тыс. при отъезде из Белоруссии в Литву.

«Вчера сказали, что тебе 15 тысяч дали»,— сказал ей муж. «Ну, плюс еще 900 тысяч за диваном»,— ответила Светлана Тихановская.

Вскоре после «беседы» в СИЗО по сети распространилась информация о скором освобождении Виктора Бабарико из-под стражи, однако она не подтвердилась. «Пока ничего не известно. Мы только вернулись из суда два дня назад, где нам отказали в изменении меры, сейчас заявили ходатайство органу расследования об изменении ему меры пресечения на подписку о невыезде. Ответа пока не было, поскольку сроки еще не подошли. Может, вышло что, но мне об этом не известно ничего»,— рассказал в разговоре с РБК адвокат бизнесмена Александр Пыльченко.

Как рассказал один из участников координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко в беседе с информагентством «Интерфакс-Запад», Александр Лукашенко самим фактом переговоров в СИЗО признал участников встречи политическими заключенными.

«Значит, дальше Лукашенко сможет говорить, что все действия по конституции одобрены людьми, которых он арестовал? Прикрываться их именем, чтобы легитимизировать свои преступные действия? Нет. Не допустим. Сегодняшняя встреча показала: мы на правильном пути. Лукашенко был вынужден сесть за стол переговоров с людьми, которых сам же посадил за решетку. В его государстве все трещит по швам: экономика рушится, банковская система тоже, разваливается военная поддержка, внешняя политика потерпела фиаско, наступила полная изоляция»,— сказал он, в свою очередь, порталу tut.by.

Если встреча Александра Лукашенко с оппозиционерами была призвана слегка притушить протестный потенциал, сделать это вряд ли удалось:

в десятое по счету, «юбилейное» протестное воскресенье на дождливые улицы Минска вновь вышли десятки тысяч людей. Акции протеста прошли также в Бресте, Гомеле, Витебске и Гродно.

В белорусской столице на народное недовольство отреагировали жестко: в центр города стянули технику, милицию перевели на усиленный вариант несения службы. Задержания начались практически сразу. «В центре Минска скопилось много людей, мероприятие несанкционированное. В отношении протестующих применены водометы и светошумовые гранаты»,— сообщила официальный представитель ГУВД Минска Наталья Ганусевич.

Первые столкновения прошли около стелы «Минск — город-герой», когда в ответ на жесткие задержания со стороны силовиков и избиения — чинимые как силовиками, так и неизвестными людьми в балаклавах — протестующие начали закидывать их бутылками. Милиционеры применили дубинки и светошумовые гранаты, есть раненые. Как сообщает портал tut.by, на пересечении проспекта Победителей и улицы Немиги применены водометы, жесткие задержания прошли на пересечении улиц Машерова и Гвардейской.

По сообщениям правозащитников, милиционеры задержали более 200 человек, в том числе десятки журналистов. Среди задержанных оказался журналист российского информационного агентства «РИА Новости». Он был отпущен лишь через три часа, затем вновь задержан и отпущен — правда, на сей раз спустя час.

Алексей Наумов

Вся лента