«Халву» поделят на двоих
X5 Retail Group и Совкомбанк разводятся на постаматном рынке
Совладельцы постаматной сети «Халва» X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) и Совкомбанк решили прекратить сотрудничество по проекту. Операционная компания и программное обеспечение (ПО) отойдут банку, а часть постаматов останется у X5 Retail Group. Ритейлер, таким образом, сфокусируется на развитии собственной логистической «дочки» 5Post, а Совкомбанк сможет размещать постаматы и в других крупных сетях.
X5 Retail Group и Совкомбанк прекратят сотрудничество по постаматному проекту «Халва», рассказали “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, и собеседник на логистическом рынке. Стороны подтвердили “Ъ” такие планы. Как сообщили их представители, Совкомбанк уже подал ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о приобретении оставшихся 50% в их совместном предприятии (СП) ООО ЦТБ.
Сеть «Халва» насчитывает более 3 тыс. постаматов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. В результате сделки 1112 из них перейдут в собственность X5 Retail Group и будут ребрендированы под 5Post — дочернюю логистическую структуру группы, занимающуюся доставкой заказов из интернет-магазинов в пункты выдачи и постаматы в магазинах «Пятерочка».
Большая же часть постаматов «Халвы» перейдет Совкомбанку вместе с их операционной структурой и ПО.
Сделка по созданию СП была закрыта в ноябре 2018 года. Участие в проекте в Совкомбанке тогда объясняли желанием усилить дистрибуцию для карты рассрочки «Халва» в сегменте онлайн-покупок, для которых используются постаматы. Нынешняя сделка говорит о том, что задачи СП выполнены, отметил первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. Полный контроль банка над оператором сети постаматов позволит быстрее ее развивать и выйти за пределы сети Х5, начав работу с другими крупнейшими российскими ритейлерами, пояснил он.
«СП дало нам возможность протестировать востребованность сервиса выдачи заказов в магазинах Х5. Мы уже видим, что наши почтовые услуги пользуются популярностью у покупателей, и продолжим активно развивать собственную сеть постаматов»,— сказал управляющий директор логистической «дочки» X5 компании 5Post Виталий Дырдасов.
Постаматные сети развивают как независимые компании, так и интернет-магазины, ритейлеры и логистические компании.
У Ozon, по собственным данным, более 6 тыс. постаматов, у PickPoint — 4,8 тыс. (с партнерской сетью — 7,5 тыс.). В результате сделки у X5 будет 4 тыс. постаматов, а всего 11 тыс. точек выдачи заказов. Около 10 тыс. постаматов планирует установить «Сберлогистика», 5 тыс.— «Почта России».
По данным Data Insight, с мая 2019 года по сентябрь 2020 года количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов выросло в России на 47%, при этом число ПВЗ увеличилось на 22%, а постаматов — на 134%. В мае 2019 года доля постаматов составляла 22% от общего количества мест выдачи заказов, а в сентябре 2020 года — 35%.
«Халва» входит в партнерскую сеть PickPoint, но «развод» Совкомбанка и X5 не отразится на сотрудничестве, уверена гендиректор PickPoint Надежда Романова. Решение разойтись у партнеров могло быть продиктовано нестыковкой стратегии: «X5 развивает свою логистическую платформу и хочет делать это единолично, у Совкомбанка же теперь есть возможность развивать постаматную сеть с другими продуктовыми ритейлерами, так что от этого могут выиграть обе стороны», рассуждает она.
«X5 быстро и успешно движется по пути превращения "Пятерочек" в чуть ли не главные локальные ПВЗ»,— полагает партнер Data Insight Борис Овчинников.
У Совкомбанка же после сделки останется всего лишь около 2 тыс. постаматов, что может негативно отразиться на потенциальной заинтересованности со стороны крупных офлайн-ритейлеров, поскольку большой трафик заказов обеспечивается за счет плотности сети, рассуждает он. Вероятно, у Совкомбанка уже готовятся партнерские соглашения с крупными сетями, предполагает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, с учетом уже имевшихся 450 постаматов на старте СП стороны могли вложить в него до 1 млрд руб.