«Власти нечего предложить Хабаровску, кроме разгонов»
Дмитрий Дризе — о развитии ситуации в регионе
В Хабаровске впервые со дня начала протестов применили силу. Произошло это вечером в субботу после завершения основного митинга в поддержку арестованного экс-губернатора края Сергея Фургала. После этого люди еще несколько раз выходили на центральную площадь, но позднее обошлось без жестких действий. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что кризисная ситуация в Хабаровске далека от разрешения.
Протест в Хабаровске готовится отметить свой 100-дневный юбилей. Людей выходит значительно меньше, чем в самом начале, но все-таки говорить о полном затухании протестной активности не приходится.
И вот в один из таких очередных дней: уже после окончания митинга группу граждан, что собралась у краевой администрации, разогнал ОМОН, причем жестко, с задержаниями. Это происходит впервые со дня начала всей этой кампании. Вроде бы причиной стала попытка установить палатки. Подобное считается главным признаком цветной революции, и допустить этого власть не может ни при каких условиях. Видимо, поэтому решили идти на крайние меры. Омоновцы буквально выскочили из здания и применили силу. Конечно, можно отчасти сказать, что протестующие нарушили негласные правила игры или же попытались зайти за флажки, испытать власть на прочность, или же палатки были провокацией, поводом для зачистки. Как бы то ни было, статус-кво удалось восстановить.
Люди предсказуемо возмутились, пришли уже в тот же день и на следующий, правда, не так чтобы массово, и без палаток. Сообщается, что даже один из бывших силовиков бросил к ногам коллег свои награды, выражая несогласие с происходящем. Но, тем не менее, разгонов больше не было. Пока.
Заметно, что все эти акции очень сильно раздражают власти предержащие. Возможно, от Михаила Дегтярева сверху требуют применить так называемый силовой сценарий. Слухи такие ходят. Кстати, где же губернатор? Он проводил выходные в кедровом лесу, восстанавливал уникальные породы деревьев.
На самом деле, если он всерьез отказывается разгонять протест, это весьма позитивный факт. Именно так и можно найти общий язык с людьми, а не через силовиков и дубинки.
В целом же ситуация в чем-то уникальна. Не последний город в федерации находится как бы на особом положении. Это к вопросу о том, чего добились, а чего нет. Здесь, в отличие от остальной России, фактически разрешена публичная политическая деятельность, причем в самой ее активной фазе — уличной. Полиция, конечно, пытается забирать, но когда ты вне массы, в одиночестве.
Такое положение дел начинает многим нравиться. Собственно, почему бы и нет: Хабаровск — особый город, гремит на всю Россию. При этом жители как бы официально выходят поддержать арестованного Сергея Фургала, но требования уже самые разные — от возврата дальневосточных надбавок и до отставки высшего руководства страны.
Почему Михаил Дегтярев не нашел общий язык с жителями Хабаровска
Что же впереди? А вот что — процесс над Фургалом. Насколько будут убедительными аргументы следствия? Если они, скажем так, начнут вызывать вопросы, это не пойдет на пользу всеобщему народному успокоению. В этой связи опасность силовых действий в Хабаровске серьезно возрастает. И то, что произошло в выходные, можно считать пробой сил.
Но самое печальное, что власти нечего предложить Хабаровску, кроме разгонов. Разговоры об уточнении нацпроектов и снижении тарифов ЖКХ не нашли должного понимания электората. А если так, значит проблема не решена, и ее можно только загнать глубже внутрь, что, по сути дела, уже стало повсеместным явлением.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале «Ъ FM. Мнения и Новости».