«Мы делаем центр притяжения для всей IT-отрасли»
Генеральный директор сети дата-центров Oxygen — о трансформации рынка ЦОДов и будущем облачных технологий
Операторы дата-центров начинали свой бизнес с предоставления мест для размещения серверов. Сегодня же самые передовые из них готовы предложить десятки сервисов внутри облака и стимулировать их создание и развитие. О том, почему больше нельзя быть просто «высокотехнологичным отказоустойчивым холодильником для серверов», что отличает российский IT-рынок и почему ЦОДы должны стать экологичнее, в интервью “Ъ” рассказал основатель и генеральный директор Oxygen Павел Кулаков.
— На прошлой неделе вы объявили о начале нового проекта — строительства ЦОДа и информационного кластера. Расскажите подробнее о концепции проекта.
— Концепция нашего проекта — неординарная для российского рынка. Если рассказывать по порядку, то свой первый дата-центр мы построили в 2010 году, и тогда ЦОДы выполняли функцию специализированных мест для хранения серверов. В 2017 году индустрия получила мощный импульс для развития и перехода на качественно иной уровень. Это произошло благодаря восстановлению спроса на IT-сервисы, когда бизнес вновь стал активно инвестировать в IT. В экономике сейчас основной тренд на цифровизацию, в портфеле заказов увеличивается доля госсектора. Одна из ключевых точек роста — появление облачных технологий.
Стали появляться проекты нового поколения с точки зрения подходов к строительству ЦОДов: здания должны быть специально спроектированными под ЦОД. Изменялись и масштабы проектов: если раньше емкость игрока в 300–500 стоек закрывала текущие потребности рынка, то сейчас емкость меньше 1 тыс. уже не может с ними справиться.
Мы пошли еще дальше, начав разрабатывать принципиально новую концепцию. Мы создадим не просто ЦОД, а IT-кластер, который будет включать в себя Центр разработки новых облачных платформ и продуктов, учебный центр c лабораторным стендом по разработке и внедрению новых технологических решений, R&D-центр для партнерских команд и вендоров. Для наших клиентов и партнеров будут доступны так называемые песочницы — среды разработки. Мы надеемся, что этот проект станет центром притяжения для всей IT-отрасли.
— Расскажите подробнее про конфигурацию планируемого дата-центра. Какие у него параметры, сколько Oxygen в него инвестирует?
— В нем будет не менее 1,5 тыс. стоек. Общий объем подведенного электроснабжения — 14,5 МВт. Общая площадь — более 6 тыс. кв. м.
На первом этапе мы инвестируем около 2 млрд руб. Уровень надежности различных машинных залов будет варьироваться от TIER3 до TIER 4 и отвечать самым строгим международным стандартам TIA-942.
— Какие дополнительные услуги вы будете предлагать клиентам после реализации этого проекта? Какие сервисы Oxygen предоставляет уже сейчас?
— Уже сейчас доступно несколько типов облачных продуктов и платформ. В том числе enterprise- и open-source виртуализация, все типы хранения: от медленного sata до сверхбыстрого all-flash и специализированного s3. Они конфигурируются по скорости работы и другим характеристикам. Также будет пять-шесть типов бэкапов, начиная от медленных и холодных, заканчивая быстрыми.
В 2021 году планируется запуск новых облачных продуктов — контейнеров и всего, что связано с Kubernetes. Еще одна доступная надстройка — Security Operation Center, SOC, где будут комбинироваться решения различных вендоров в области информационной безопасности.
Вишенка на торте — доступный для любого типа виртуализации протокол disaster recovery, то есть аварийного восстановления, в любой российский или наш собственный ЦОД. Это полноценное резервирование, которое будет доступно для клиентов из всех стран, где мы присутствуем.
Задача в том, чтобы к окончанию строительства нового ЦОДа перейти от виртуализации к продуктовой линейке, когда мы сможем предлагать сервисы в облаке. Сейчас это только-только зарождается в России, нам еще предстоит полноценно внедрить в облако Oracle, SAP, 1С и все продукты, связанные с безопасностью, документооборотом, BI-аналитикой, большими данными.
— Что дает бизнесу виртуализация?
— На сегодня передовым подходом развития бизнеса является методология быстрого внедрения и апробации бизнес-идей, скорость проверки гипотез и скорость исправления ошибки. Например, появляется у ритейл-компании задача — создать новое мобильное приложение. Чтобы опередить конкурентов, нужно сделать его за два-три месяца. Для бизнеса не рационально тратить от полугода до года на покупку и запуск серверной инфраструктуры. Тем более что спрогнозировать реальный объем данных и нагрузку на инфраструктуру зачастую невозможно. Для компаний, у которых есть запрос на скорость развертывания и быстрый рост в рынке, облака — это идеальное инфраструктурное решение.
Кроме того, реалии таковы, что IT-департаменты компании на данный момент уже не могут закупать огромные объемы серверов под задачи с неочевидным положительным эффектом для бизнеса. Мировые тренды показывают, что компаниям выгоднее изменить модель затрат с CAPEX на OPEX. Сейчас это уже стандарт для рынка, который и обеспечивается облачными решениями.
— На какие характеристики, особенности компании смотрят при выборе облачного провайдера? Какие вопросы задают?
— Легкость миграции, стабильность работы облака и возможность провести там стресс-тесты. Один из ключевых параметров — гарантированная скорость чтения и записи. Мы обеспечиваем запрашиваемые параметры в полном объеме. Безусловно, важна и сетевая безопасность. Еще один очень важный фактор — собственный дата-центр. Компании охотнее будут работать с таким провайдером, так как наличие собственной инфраструктуры говорит о надежности игрока и способности взять на себя максимально высокий уровень ответственности.
— Насколько трудно для бизнеса мигрировать в облако, от чего это зависит?
— Во-первых, технологическая зрелость и отказоустойчивость инфраструктуры клиента. Во-вторых, компетенции IT-специалистов. В-третьих, профессионально составленный план миграции. Мы совместно с заказчиками создаем такой план, формируем проектную команду, выделяем специалистов.
— Как вы обеспечиваете безопасность и защищенность клиентов, конфиденциальность их информации?
— Существует целый набор продуктов в сфере информационной безопасности: защита от DDoS, firewalls, защита от утечек. Собирается комплект продуктов совместно с отделом инфобезопасности клиента. Это сейчас маст-хэв.
— Как часто приходится объяснять потенциальным заказчикам, какие преимущества дает облако? Насколько налажено с ними взаимодействие?
— К нам приходят разные компании с разной степенью подготовленности. Есть группа условно пассионарных клиентов, они, как правило, сразу четко формулируют задачу, у них есть своя богатая экспертиза, и в процессе миграции мы обогащаем друг друга новыми знаниями. В основном это клиенты из динамично развивающихся отраслей с высокой конкуренцией: ритейл, e-commerce, банки, собственно IT-компании. Но таких меньшинство.
Большинство же компаний пока еще формируют понимание, чего они хотят, и мы им помогаем в этом. Бывают ситуации, когда бизнес уже готов перейти в облако, а IT против. Бывает наоборот — когда IT-специалисты продвигают эту идею, но бизнес не может решиться. А бывает, что хотят все, но не могут пройти комплаенс и отделы безопасности — это, как правило, очень крупные консервативные структуры. В целом идет поступательный процесс формирования новой ментальности бизнеса по отношению к облакам — во многом благодаря таким гигантам, как Amazon, Azure и Google, и положение вещей будет меняться.
— Вы работаете не только в России. Чем для вашей компании интересен рынок Юго-Восточной Азии, на который вы сейчас выходите?
— В качестве первой площадки выбран Сингапур. Он привлекателен для нас, поскольку является цифровым и географическим центром всей Юго-Восточной Азии. Информационное ядро большинства компаний, работающих в этом регионе, расположено в Сингапуре. Это локация с либеральным законодательством, прозрачными правилами и комфортными условиями ведения бизнеса.
Любая российская компания при выходе на рынок Юго-Восточной Азии получит нашу поддержку в разворачивании IT-инфраструктуры, комфортную юрисдикцию, безопасность данных, более выгодное ценовое предложение и русскоязычный саппорт.
— Как, на ваш взгляд, изменится российский IT-рынок в целом и рынок облаков за пять лет? Как на нем скажется 2020 год? Какое место в среднесрочной перспективе вы видите на рынке у Oxygen?
— Сегодня пандемия, безусловно, влияет на весь ландшафт экономики. Уже сейчас очевидно, что роль IT будет только расти. OXYGEN — высокотехнологичная компания, и мы уверены, что в ближайшие годы для нас будет много интересных задач. Российский и мировой бизнес будут идти в цифру, автоматизироваться, чтобы побеждать в конкурентной борьбе.
Один из сегодняшних трендов — региональное развитие. Развитие IT в регионах напрямую связано с ростом количества и компетенций IT-специалистов на местах.. Со временем такие специалисты будут востребованными на мировом рынке.
— Сейчас IT-рынок озабочен вопросом налоговых льгот. Недавно представители рынка дата-центров также попросили о послаблениях, в том числе о субсидировании электроэнергии. Считаете ли вы такую поддержку необходимой для отрасли и почему?
— Считаю полезным субсидирование подключения к электросетям — это даст дополнительный толчок к развитию отрасли, особенно в регионах. Во время поездки в Швейцарию еще несколько лет назад мы обратили внимание, что там подключение ЦОДов к энергосетям бесплатное. Любой кантон готов помогать новым проектам, потому что это новые рабочие места и налоги. В Москве подключение 1 МВт электроэнергии по 2-й категории стоит десятки миллионов рублей. К сожалению, наша энергетическая отрасль остается в целом очень консервативной. Хотя для энергосетей тип потребления от серверов близок к идеалу. Оно равномерное круглосуточно.
На мой взгляд, уделяется недостаточно внимания экологичности ЦОДов. Если десять лет назад доля потребления дата-центрами электроэнергии и доля выбросов составляла около 1% от всего мирового потребления, то сейчас это около 3–4%. Это гигантская доля мирового потребления ресурсов. Фактор экологичности, начиная от производства энергии и заканчивая выбросами, будет оказывать влияние на технологии строительства ЦОДов. Мир стоит на пороге эры осознанного потребления, и это коснется нашей отрасли в том числе.