Нормативные акты по осени считают
Ведомства активизировали разработку их проектов
За последние три месяца чиновники заметно нарастили свою нормотворческую активность, следует из данных Минэкономики о количестве заключений об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) за третий квартал. Объясняется это ускорением разработки подзаконных актов, за проволочки при подготовке которых уже критиковали правительство, а также ростом числа проектов в рамках обеспечения работы механизма «регуляторной гильотины». При этом 40% документов получили отрицательные заключения об ОРВ — в ходе этой процедуры выявлено около 470 млрд руб. потенциальных непродуктивных издержек бизнеса.
В третьем квартале 2020 года ведомства стали значительно активнее разрабатывать проекты нормативно-правовых актов, сообщили “Ъ” в Минэкономики. За это время было подготовлено 575 заключений об ОРВ — процедуре, которая предполагает анализ законодательных инициатив с точки зрения выгод и рисков для бизнеса и государства. По сравнению с первым кварталом прирост составил 173% (тогда процедуру прошло 211 проектов), а по сравнению со вторым — 92% (299 проектов).
В ведомстве такой рост объясняют, в частности, активной разработкой правительственными ведомствами нормативной базы во исполнение федеральных законов. Напомним, к темпам разработки «подзаконки» уже не раз высказывались претензии, поскольку акты, необходимые для обеспечения уже принятых законов, зачастую готовятся годами. На этом фоне еще в июле Михаил Мишустин поручил за два месяца доработать документы, сроки подготовки которых уже истекают. Также на нормотворческую активность повлияло и ускорение работы по разработке нового регулирования в рамках «регуляторной гильотины». Вступление в силу закона о госконтроле, который является «процессуальной» частью реформы контрольно-надзорной деятельности, было отложено на полгода — на 1 июля 2021 года, чтобы власти успели разработать подзаконные акты для его исполнения, а закон об обязательных требованиях начнет работать с начала 2021 года.
По данным Минэкономики, в январе—сентябре процедуру ОРВ прошли 334 документа, разработанные в рамках реформы, из которых основная часть (232) пришлась как раз на третий квартал.
В Минэкономики отмечают, что каждый второй документ при этом получил отрицательное заключение об ОРВ, общее же количество замечаний составило более 1 тыс. Среди примеров — проект новых СанПиН в сфере охраны труда, который не только не исключал избыточные требования, но и содержал запутанные процедуры, дублирующие предметы контроля нескольких органов власти, а также мог привести к росту издержек бизнеса (около 5 тыс. руб. на одно рабочее место). Отметим, впрочем, что до сих пор существует «обход» процедуры ОРВ через внесение поправок ко второму чтению законопроектов в Госдуме, а негативный результат оценки не означает автоматического направления документа на доработку — но сильно снижает шансы на его утверждение.
В общей сложности за три квартала в рамках ОРВ было проанализировано 1085 проектов нормативных актов, из которых большая часть (910) предполагала либо установление нового регулирования, либо существенное изменение действующего. Примерно 40% прошедших процедуру ОРВ с начала года проектов получили отрицательное заключение — по итогам оценки разработчики получили около 2 тыс. замечаний или предложений. В общей сложности, добавляют в Минэкономики, в ходе ОРВ в январе—сентябре было выявлено не менее 470 млрд руб. потенциальных издержек бизнеса.