Скидки на страх и риск
Как сэкономить на каско
Рынок автострахования сильно просел, но страховщики не намерены снижать стоимость полисов каско, наоборот — прогнозируют рост тарифов. Потерявшим на фоне кризиса доходы автовладельцам они готовы предложить вместо полного каско целый набор более дешевых продуктов — от традиционных полисов с франшизой до современных высокотехнологичных решений.
Подорожание без спроса
Рынок автострахования, весьма вероятно, серьезно пострадает от пандемии, ожидают страховщики. «В 2020 году мы прогнозируем заметное падение объемов рынка каско,— говорит руководитель дирекции розничного бизнеса "Ингосстраха" Виталий Княгиничев.— Это может быть следствием нескольких причин: в частности, роста стоимости новых автомобилей, обусловленного девальвацией рубля, снижения их продаж до 50%, сокращения реальных располагаемых доходов населения, возможного роста безработицы». Управляющий директор по автострахованию «Ренессанс Страхования» Сергей Демидов добавляет к этому списку несчастий временный простой автомобилей на фоне карантинных мер.
Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов соглашается, что рынок каско пострадал, особенно в первом полугодии. Однако если считать по количеству договоров, падение было не особо заметным, правда, это в основном была пролонгация полисов (новых машин мало). «Мы не видим никакой катастрофической картины — люди дорожат автомобилями, понимают угрозу, которая постоянно существует, если ты эксплуатируешь машину и даже если не эксплуатируешь. Рынок сузился, и, очевидно, он будет пребывать в таком состоянии довольно долго: пока мировая экономика восстановится, пройдет не меньше года, а то и полутора. А мы, наверное, будем догонять общемировой тренд»,— добавляет он.
Как изменится стоимость ОСАГО
Вместе с тем существенное падение спроса не приведет к падению тарифов добровольного автострахования, полагают участники рынка. Причина тривиальна — существенное ослабление рубля на фоне коронакризиса. Курс же рубля всегда находит отражение в стоимости полисов каско, так как большинство деталей для автомобилей привозится из-за рубежа.
«Стоимость автомобилей и запчастей растет, что логичным образом приводит к удорожанию полиса полного каско,— отмечает Виталий Княгиничев.— При этом важно понимать, что страховщики не завышают цены искусственно — технически коэффициенты остаются теми же, просто они умножаются на изменившуюся стоимость ТС и ремонта». «Полисы дорожают исключительно из-за того, что дорожают автомобили. Если смотреть на ставку тарифа, то есть процент от стоимости автомобиля, здесь существенных изменений нет»,— соглашается директор департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексей Володяев.
В «РЕСО-Гарантии» и «Ренессанс Страховании» говорят, что на постоянной основе анализируют свой портфель и производят точечную корректировку тарифов — как в большую, так и в меньшую сторону. Вместе с тем общий тренд пока прогнозируется повышательный. «Если будет продолжаться снижение курса рубля и не будет предпосылок к его росту, то в любом случае на рынке будет корректировка стоимости полисов каско в большую сторону. Это неизбежно из-за роста стоимости запчастей. Мы уже наблюдаем по своему портфелю рост средней выплаты по убыткам, причем достаточно значительный»,— прогнозирует Игорь Иванов.
Курс на экономию
Стоит отметить, что продолжающееся уже без малого семь лет практически непрерывное снижение реальных доходов россиян само по себе заставляло людей экономить на автостраховании. Коронакризис просто резко усилил этот тренд, что неудивительно: каско с полным покрытием — довольно дорогой продукт, такой полис обойдется в 3–5% от стоимости автомобиля, а иногда может доходить и до 7%.
«Сегодня клиенты как никогда внимательно относятся к планированию своих финансов, поэтому при выборе продукта каско в первую очередь обращают внимание на программы с франшизой и усеченные продукты. В частности, в последнее время на долю франшизы в нашей компании стабильно приходится более 60% договоров»,— говорит Виталий Княгиничев. В «Ренессанс Страховании» сообщили, что у них доля полисов каско с франшизой — более 50%.
Полис с франшизой — действительно самый простой и популярный продукт «экономкласса». Наиболее распространены безусловные франшизы. Приобретая полис с такой франшизой, автовладелец берет на себя определенные, в пределах франшизы, расходы на ремонт автомобиля при наступлении страхового случая. Если ущерб больше, недостающую сумму доплачивает страховщик. Сумму франшизы выбирает сам страхователь, но в пределах, установленных страховой компанией.
Общий принцип при этом очевиден: чем больше франшиза, тем дешевле полис, или, если угодно, тем больше скидка от стоимости полноценного полиса каско. Однако диапазон возможных размеров франшизы весьма широк, равно как и разброс скидок.
В «РЕСО-Гарантии», например, размер безусловной франшизы варьируется от 3 тыс. до 90 тыс. руб. Снижение премии за франшизу дается по риску «Ущерб», и величина снижения зависит от конкретной марки/модели транспортного средства, то есть влияние франшизы на размер выплаты разное. «Фактически мы даем клиенту индивидуальный тариф, исходя из его конкретных параметров и истории страхования,— поясняет Игорь Иванов.— Также у нас есть вариант условно-безусловной франшизы, которая не применяется в случае, когда виновник ДТП установлен и это не наш клиент».
В «Ингосстрахе» по просьбе «Денег» провели расчет скидки по безусловной франшизе при следующих модельных параметрах: возраст водителя — 30–50 лет, стаж — от трех лет, аварийность — средняя, место жительства — крупный город, возраст автомобиля — три-пять лет, пробег — средний для такого возраста, угоняемость — средняя. Для машин текущей стоимостью до 1 млн руб. допустимый размер франшизы составил от 5 тыс. до 40 тыс. руб., скидка — от 14% до 60%, для машин, оцениваемых дороже 1,5 млн руб., максимальный размер франшизы может доходить до 70 тыс. руб., скидка на полис каско — 8–47%. «В среднем скидка по франшизе составляет 15–30%, но в некоторых случаях может доходить до 60%»,— говорит Виталий Княгиничев.
Как экстремальный вариант франшизы можно рассматривать покупку полиса по риску «угон или полная гибель автомобиля». Здесь скидка относительно полного каско может быть еще больше. В том же «Ингосстрахе» ее максимальный размер составляет 80% для дешевых машин, 50% — для дорогих.
Страховщики отмечают, что помимо франшиз набирают популярность мини-каско — продукты, покрывающие только усеченные риски, такие как ДТП с установленным виновником или с ограниченной страховой суммой (неполное имущественное страхование).
В качестве примера первого типа продуктов можно привести усеченный полис «Каско-Профи» для опытных водителей от «РЕСО-Гарантии», который защищает только от ДТП по вине другого водителя (при этом виновник должен быть установлен). «Такой полис можно рекомендовать тем, кто точно решил для себя, что не будет покупать полное каско. Но хочет при этом защититься от финансовых последствий ДТП по чужой вине, чтобы не переживать из-за размера выплаты по ОСАГО, которого может не хватить на ремонт, или из-за того, что у виновника вообще нет ОСАГО»,— поясняет Сергей Иванов.
«Ингосстрах» для водителей, считающих себя опытными и уверенно чувствующими на дороге, предлагает опцию «За полцены». Если машину угонят или после ДТП автомобиль не будет подлежать восстановлению (полная гибель), то страховая компания возместит ущерб в полном объеме. За другие повреждения страхователь доплатит оставшиеся 50%.
В «АльфаСтраховании» обращают внимание на то, что у компании есть целая линейка мини-каско по доступной цене. Это программы страхования с усеченным пакетом рисков — например, от угонов и ДТП не по вине водителя и т. д. Все они стоят до 10 тыс. руб.
Скидки под наблюдением
Также интересными способами экономии на каско эксперты считают продукты, связанные с использованием современных ИТ-технологий — телематических устройств. Подобных предложений — целое семейство. Отметим три наиболее распространенных.
Аккуратное вождение. Телематическая технология может обеспечить, например, сбор информации о манере вождения клиента через блок мониторингового устройства. В «Ингосстрахе» аккуратные водители могут рассчитывать на скидку до 30% по полису с телематикой. Это гораздо больше, чем обычная скидка, которую предоставляет компания за безаварийное вождение в течение предыдущего годового страхового периода. Там экономия составит 5–10%.
В «Ренессанс Страховании» данная система работает так. Автовладелец покупает полис с франшизой 20 тыс. руб., при этом на его автомобиль устанавливается телематическое устройство. Если через три месяца водитель получает высокий балл за аккуратность вождения, франшиза полностью отменяется.
Pay-as-you-use. Еще одно применение телематики — полисы pay-as-you-use, работающие в режиме полного каско только во время эксплуатации автомобиля. В «АльфаСтраховании» есть программа «Каско on/off» с возможностью включения и выключения защиты, когда это необходимо: автомобиль всегда защищен от угонов, а риск получения повреждения водитель может включать в движении. Такая система позволяет экономить до 50% стоимости обычного каско с полным покрытием рисков, утверждают в компании. В «Ингосстрахе» при покупке полиса pay-as-you-use можно сэкономить до 30%.
Лимит по пробегу. Установку телематического оборудования многие компании требуют и для получения еще одного вида скидок по каско — за ограничение годового пробега. Такие полисы рассчитаны на автовладельцев, которые пользуются автомобилем ограниченно. Например, только для поездок на дачу или в гости на выходных, в остальное же время перемещаются на общественном транспорте. В «Ренессанс Страховании» предусмотрена скидка в 20% для полисов с ограничением пробега 6 тыс. км в год, 15% — для 9 тыс. км, 10% — для 12 тыс. км. В «Ингосстрахе» — 30% для 5 тыс. км и 20% для 10 тыс. км в год.
Отметим, что, несмотря на то что предложения страховых компаний, подразумевающие обязательную установку телематических систем, выглядят весьма заманчиво, они пока не пользуются особой популярностью. Основная причина — далеко не всем клиентам нравится необходимость установки в машину оборудования страховщика, которое сможет отслеживать все их перемещения и поведение на дороге.
«Поминутное каско, то есть полис, привязанный к телематическому устройству, который активируется в момент запуска двигателя и прекращается с окончанием поездки, мог бы позволить значительному количеству водителей, не использующих автомобиль ежедневно, экономить очень существенные деньги. Но мешает наше традиционное недоверие к следящим устройствам»,— сетует Алексей Володяев.
Не каждый автовладелец готов установить в свой автомобиль телематическое устройство, которое будет оценивать стиль его вождения и передавать эту информацию в страховую компанию, соглашается Сергей Демидов. Однако, по его мнению, не стоит бояться таких продуктов, поскольку они позволяют клиенту получить максимально персонифицированное предложение и более интересные условия страхования.
«В данный момент подобные инструменты только набирают популярность. По нашей оценке, в России около 3% сегмента каско приходится на полисы с телематикой, но у них хорошие перспективы, учитывая нарастающий запрос на индивидуализацию тарифа»,— считает Виталий Княгиничев.
Чужие и свои
Страховщики ценят своих клиентов-автовладельцев и поощряют их лояльность. При пролонгации полиса каско клиент может рассчитывать на скидку. Если клиент в предыдущий период не обращался за выплатами или эти выплаты были незначительными и покрывались за счет виновников — третьих лиц (то есть страховая компания вернула себе выплаченные деньги), размер такой скидки может составить 10–20%.
Еще больше ценят страховщики нелояльность чужих клиентов. При смене страховой компании по каско многие страховые компании предлагают весьма солидную скидку новым клиентам-перебежчикам: в «Ингосстрахе», например, ее размер может доходить до 25%.
Также можно сэкономить на покупке каско, воспользовавшись сторонним каналом продаж — специальными предложениями от агрегаторов финансовой информации. Агрегаторы имеют большие объемы продаж и могут себе позволить предоставлять дополнительные скидки или подарки при покупке каско. Если это крупный известный агрегатор и информация размещена на официальном сайте компании, то опасаться таких скидок не стоит, но надо понимать, что они не могут составлять более 30% от базового расчета, который дает страховая компания, отмечает Сергей Демидов.
Скидки при этом возникают естественным путем. Страховые компании заинтересованы в диверсификации каналов продаж, поэтому они сотрудничают с агрегаторами. Это взаимовыгодный процесс для всех сторон, считает Виталий Княгиничев: страховщики избавлены от расходов на операционную деятельность (прежде всего на агентскую сеть), сервисы получают процент от продаж, а клиенты — скидки.
Топ-20 страховщиков по сборам в сегменте автокаско за 2019 год
|
Источник: Агентство страховых новостей (www.asn-news.ru).
Игорь Иванов не согласен с такой точкой зрения. «Пользоваться агрегаторами или нет — дело каждого покупателя, но мы считаем, что агентский канал дает потребителю больше преимуществ»,— говорит он. И поясняет: при покупке онлайн клиент предоставлен сам себе и отвечать на все возникшие вопросы, разобраться, что он покупает, он должен сам. Не всегда информация на сайтах агрегаторов однозначно понятна и в полной мере раскрыта. То же самое происходит и при наступлении страхового случая. Когда у клиента есть агент, ему всегда можно позвонить и проконсультироваться по любым вопросам. Если же клиент покупал полис самостоятельно, то все решения он принимает, исходя из своего видения ситуации и опыта.
Есть в покупке через интернет-посредников, особенно малоизвестных, и риски просто стать жертвой мошенничества. «В последнее время участились случаи подделки полисов каско, поэтому мы убедительно просим не ориентироваться только на выгодное предложение,— предупреждает Сергей Демидов.— Если при оформлении договора у вас возникают сомнения в его оригинальности, сразу необходимо обратиться в страховую компанию».
Впрочем, главный риск, с точки зрения большинства страховщиков,— отказ от покупки полиса каско как такового, особенно в условиях, когда гибкость тарифов позволяет максимально индивидуализировать и удешевить его. Их аргументы традиционны и хорошо известны. Во-первых, есть риски очень серьезных убытков. Во-вторых, слишком много рисков, которые автовладелец не может контролировать,— от состояния дорожного покрытия до действий других участников движения. Словом, как всегда — дураки и дороги.