Новый конкистадор
Чем владеет богатейший житель Мексики
Карлос Слим Элу — самый богатый житель Мексики, основатель и владелец крупнейшей в стране негосударственной компании America Movil. В его бизнес-империю, одну из крупнейших в мире, входят банки и страховые компании, магазины, фабрики, шахты, рестораны, типографии, недвижимость и телекоммуникации. С 2010 по 2013 год журнал Forbes признавал его самым богатым человеком в мире. Сегодняшний рассказ «Денег» — о том, как строилась империя Карлоса Слима.
Мексика обетованная
На рубеже XIX и XX веков тысячи жителей Ливана, находившегося тогда под властью Османской империи, переселились в Мексику. Большинство иммигрантов принадлежали к одной из древнейших христианских церквей — маронитской. Ливанские матери-маронитки отправляли своих сыновей за океан, спасая от призыва в армию. Так в 1902 году попал в Мексику и 14-летний Халиль Слим Хадад. Четыре старших брата Халиля проделали такой же путь раньше.
Вскоре Халиль стал зваться на местный манер Хулианом. Вместе с одним из братьев, который тоже поменял имя и стал Хосе, Хулиан открыл в Мехико магазин. В 1911 году братья зарегистрировали компанию La Estrella de Oriente с уставным капиталом 25 тыс. мексиканских песо (по покупательной способности примерно соответствует современным $125 тыс.). В 1914 году Хулиан за 30 тыс. песо выкупил половину акций у брата, решившего вернуться в Ливан. Компания занималась импортом ювелирных украшений, парфюмерии, чулочных изделий, галантереи, тканей. Благодаря закупкам у непосредственных производителей, а не у оптовиков Хулиан мог в своем магазине предлагать более низкие, чем у конкурентов, цены.
В 1926 году Хулиан Слим женился на Линде Элу, дочери издателя первого в Мексике журнала на арабском языке. У супругов было шестеро детей. Пятый по счету родился 28 января 1940 года. Мальчика назвали Карлосом.
Маленький Карлос любил ходить с отцом на работу, слушать деловые разговоры взрослых. В десятилетнем возрасте он открыл свой собственный магазинчик на входе в семейный дом и по выходным продавал там сладости и лимонад родственникам и друзьям семьи.
Когда Карлосу было 13 лет, его отец скончался. Он научил сына вести запись расходов, доходов и сбережений в специальном блокноте. В январе 1955 года капитал Карлоса составлял 5523,32 песо, в августе 1957 года — 31 969,26 песо. Карлос не просто держал деньги на банковском счете, а инвестировал их в государственные облигации и в акции Banco Nacional de Mexico.
Карлос + Соумайя = Carso
В 1963 году Карлос Слим окончил Национальный автономный университет Мексики (UNAM). Темой его дипломной работы было применение линейного программирования в гражданском строительстве. Еще до завершения учебы он начал преподавать в университете алгебру. Получив диплом, начал работать трейдером на Мексиканской фондовой бирже — по 14–16 часов в день.
В 1965 году Слим начал строительство собственной деловой империи. Он приобрел производителя напитков Jarritos del Sur и зарегистрировал брокерскую фирму Bolsa Inversora Bursatil. В январе 1966 года создал агентство недвижимости Inmobiliaria Carso. Слово Carso было составлено из первых букв двух имен — КАРлос и СОумайя. Это было имя его невесты, а с апреля 1966 года — жены.
Соумайя Домит Жмайель тоже была мексиканской ливанкой. Отец Соумайи владел обувным производством, а мать приходилась племянницей крупному ливанскому политику Амину Жмайелю (будущему президенту Ливана — с 1982 по 1988 год).
На свадьбу теща подарила зятю $1 млн.
На эти деньги Карлос купил земельный участок. Но построил на нем не семейный дом, а многоквартирное здание. В одной квартире поселился вместе с женой, остальные сдавал внаем.
Подарок от тещи пришелся очень кстати, но Карлос и сам не бедствовал. В начале 1966 года в его записной книжке значился капитал в размере около 5 млн песо (около $2,1 млн на современные деньги). Но в эту цифру не входила одна шестая часть отцовского наследства. По некоторым оценкам, состояние Слима в 1966 году составляло около $40 млн.
В первые годы после свадьбы Слим создавал новые компании, одну за другой. Все они были так или иначе связаны со строительством, недвижимостью и смежными отраслями.
Чем известен Музей «Соумайя»
В 1976 году Слим за $1 млн приобрел 60% акций компании Galas de Mexico, выпускавшей рекламные календари, наклейки, упаковку для сигарет. Приобретение на первый взгляд казалось не очень удачным: бастующие работники, недовольные забастовкой 1,7 тыс. клиентов, морально устаревшее оборудование, просрочки по платежам кредиторам, в налоговую инспекцию, поставщикам (из-за чего последние задерживали поставки). Несмотря на отсутствие опыта в данной сфере бизнеса, Карлос Слим сумел, в короткий срок разобравшись с проблемами, превратиться из производителя сигаретных пачек в табачного короля.
В 1980 году фирмы Карлоса Слима были объединены в корпорацию Grupo Galas (с 1990 года — Grupo Carso). На следующий год Grupo Galas приобрела контрольный пакет акций второго по величине мексиканского производителя табачных изделий Cigatam (Cigarros la Tabacalera Mexicana).
Дело табак
Покупка компании Cigatam оказалась одной из самых удачных и своевременных сделок в деловой карьере Карлоса Слима. Рыночная доля Cigatam постоянно росла, компания обеспечивала стабильный денежный поток, можно было совершать новые приобретения.
В феврале 1982 года правительство Мексики объявило о девальвации песо, а 20 августа того же года был объявлен дефолт. Мексика была не в состоянии обслуживать внешний долг на сумму $80 млрд. Кризис был спровоцирован падением мировых цен на нефть и ростом процентных ставок в США. Инвесторы спешно выводили свои вложения из Мексики.
Вот что писал Карлос Слим об этом времени в статье «История Grupo Carso»: «Восьмидесятые стали важной вехой в нашей истории. Grupo Carso стала объединением крупных компаний, конгломератом. Это был критический момент в истории Мексики, когда многие потеряли веру в будущее. В то время как другие отказывались от инвестиций, мы решили этим заняться. Причиной этого решения была вера в себя, вера в страну, вера в здравый смысл».
В годы финансового кризиса Grupo Carso приобрела по низким ценам — в отдельных случаях до 5% от балансовой стоимости — пакеты акций, включая контрольные, десятков компаний. В числе самых заметных приобретений были Minera Frisco (добыча и переработка золота, серебра, меди, свинца, цинка), Industrias Nacobre (производство кранов, вентилей, стальных и медных труб, сварочного оборудования), Reynolds Aluminio (алюминиевые изделия), Compania Hulera Euzkadi (крупнейший в Мексике производитель шин в момент покупки), мексиканские дочерние фирмы British American Tobacco и The Hershey Company.
В 1984 году Слим приобрел компанию Seguros de Mexico за $13 млн и включил ее в состав своей страховой компании Seguros Inbursa. За последующие четверть века и после четырех реорганизаций цена его пакета акций в страховой компании достигла $1,5 млрд.
В кризисную эпоху под контроль Карлоса Слима перешла сеть магазинов и ресторанов Sanborn Hermanos. Сейчас компания носит название Grupo Sanborns. Sanborns сегодня — это 95 магазинов Sears (мексиканская «дочка» Sears практически независима от американской компании с таким же названием), 125 торговых центров Sanborns, 34 кафе с таким же названием, десятки музыкальных магазинов Discolandia, Mixup, No Problem и Tower Records, 65 магазинов iShop (крупнейший продавец и единственный сервисный центр техники Apple в Мексике), работающий в Мехико магазин Saks Fifth Avenue. Сайт Sanborns — мексиканский аналог Amazon, торгующий компьютерами и бытовой техникой, книгами, игрушками, лекарствами, косметикой, канцелярскими принадлежностями.
Алло! Карлос Слим у телефона
Осенью 1989 года президент Мексики де Гортари объявил о планах приватизации государственной телефонной монополии — Telefonos de Mexico (Telmex). В то время в Мексике 80% домохозяйств не имели телефонной связи, на 100 жителей страны приходились 4,9 фиксированной телефонной линии. Установки нового телефона требовалось ждать полтора года. В очереди на телефон стояли 1,5 млн человек.
В декабре 1990 года государство продало 20,4% контрольного пакета акций Telmex. Акции приобрел за $1,76 млрд пул инвесторов во главе с Grupo Carso Карлоса Слима. Его партнерами по сделке выступили телефонные компании Southwestern Bell и France Telecom. Акции были поделены в соответствии с уплаченными суммами — половина Слиму, половина его партнерам. В момент сделки Grupo Carso была шестой по величине компанией Мексики с капитализацией в размере около $2,4 млрд, а личное состояние Слима составляло $1,9 млрд, он целиком или частично владел более чем 200 компаниями. В 1991–1993 годах государство продало оставшуюся часть своего пакета Telmex.
Конкуренты обвиняли Слима в том, что Telmex досталась ему по блату и по заведомо заниженной цене — благодаря хорошим отношениям с правящей партией и Карлосом Салинасом де Гортари, президентом Мексики с 1988 по 1994 год.
Слим жертвовал крупные суммы на нужды Институционно-революционной партии, от которой Гортари был избран в президенты. Журналист газеты Miami Herald и ведущий авторской передачи на телеканале CNN en Espanol Андрес Оппенгеймер в своей книге «На границе с хаосом» описывает такой случай. В 1993 году президент Салинас пригласил на ужин 30 ведущих бизнесменов и попросил их внести свой вклад в новую избирательную кампанию. По утверждению Оппенгеймера, Слим сказал другим гостям, что деньги лучше собирать не прямо за столом, а потом, частным порядком, иначе шумиха вокруг ужина «выльется в политический скандал». Гости пообещали, что скинутся деньгами — по $25 млн каждый. Карлос Слим отказался комментировать эту историю.
По условиям приватизационной сделки новые совладельцы Telmex должны были в течение пяти лет инвестировать $12 млрд в модернизацию телефонной сети — замену аналоговых телефонных линий на цифровые, прокладку волоконно-оптических линий связи, обеспечить как минимум одним общественным телефоном все населенные пункты с числом жителей более 500. Время ожидания установки нового телефона предлагалось сократить до одного месяца к 2000 году. Часть средств на модернизацию можно было выплачивать из доходов компании. При этом государство гарантировало, что в течение шести лет Telmex сохранит монополию на телефонную связь (за исключением сотовой).
В 1997 году компания Telmex потеряла свою монополию на рынке междугородной и международной связи. Но не потеряла лидерство. С 1990 по 2007 год Telmex вложила в модернизацию телекоммуникационного сектора Мексики $30 млрд.
В 2000 году из Telmex было выделено подразделение сотовой связи, ставшее компанией America Movil. Бывшая «дочка» росла так быстро, что переросла «маму». В 2010 году America Movil купила контрольный пакет акций Telmex — 60% — в рамках сделки с наличностью и акциями на общую сумму около $23 млрд. Год спустя она приобрела и остальные акции за $6,5 млрд.
Прибыли, которые приносили Telmex и America Movil, Слим инвестировал в приобретение недооцененных компаний. Карлос Слим завоевывал телекоммуникационные рынки Латинской Америки и Европы, вышел на рынок сотовой связи США.
В латиноамериканской деловой прессе Карлоса Слима, постоянно пополнявшего свой инвестиционный портфель акциями региональных телекоммуникационных компаний, прозвали Конкистадором.
В 2014 году в Мексике было принято новое антимонопольное законодательство в телекоммуникационной сфере, запрещавшее одной компании контролировать более 50% своего рынка. Карлос Слим вынужден был продать часть телекоммуникационных активов. До продажи America Movil контролировала 80% рынка проводной телефонной связи, а через Telcel — 70% рынка сотовой связи.
Отступив на родине, в том же 2014 году Слим приобрел контроль над Telekom Austria (с 2017 года носит название A1 Telekom Austria Group). Он выкупил у миноритариев акции на общую сумму около $2 млрд и вложил €1 млрд в развитие компании.
В настоящее время Карлос Слим-старший владеет 36,5% акций America Movil, его сын Карлос Слим еще 6,84%, остальные свободно торгуются на фондовой бирже. America Movil — крупнейший поставщик телекоммуникационных услуг в Латинской Америке и седьмой по числу подписчиков сотовый оператор в мире. Первые шесть мест — у компаний из Индии и Китая, стран, население которых превышает 1 млрд человек. Сотовой связью America Movil по состоянию на июль 2020 года пользовались 277,5 млн человек в 25 странах Америки и Европы.
Избавление от старых приобретений
В 2007 году Grupo Carso, владевшая 50,1% акций Cigatam, продала 30-процентный пакет второму акционеру — входившей в состав Altria Group компании Philip Morris Mexico (PMM) — за $1,1 млрд. В 2013 году Слим избавился от оставшихся 20% акций. PMM купила их за $700 млн.
В 2008 году Grupo Carso был продан завод Galas de Mexico, который по-прежнему печатает рекламные календари и этикетки компании Grupo Convertidor Industrial.
Решение о продаже компаний, которыми он владел много десятилетий, объяснялось желанием Слима сфокусировать деятельность Grupo Carso на трех ключевых направлениях: розничной торговле (Grupo Sanborns), промышленном производстве (Condumex) и строительстве (Carso Infraestructura y Construccion, Cicsa).
В 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса Слим предоставил кредит в размере $250 млн компании The New York Times Co., владеющей газетой The New York Times, чем фактически спас газету от гибели, а также приобрел 7% акций компании. В 2015–2017 годах был крупнейшим акционером компании, владея 16,8% ее акций (сейчас у него 7,8% акций).
Именно в годы кризиса, с 2010 по 2013 год, журнал Forbes признавал Слима богатейшим человеком в мире.
В 2014 году благотворительный фонд Карлоса Слима запустил бесплатный образовательно-информационный интернет-портал Acceso Latino для латиноамериканцев, проживающих в Соединенных Штатах.
В 2018 году аффилированная со Слимом компания компьютерной безопасности Scitum была привлечена к защите состоявшихся 1 июля всеобщих выборов в Мексике от возможных хакерских атак. Избранный президентом Андрес Мануэль Лопес Абрадор не оценил оказанную ему услугу. Он организовал неформальный референдум, по итогам которого был отклонен проект строительства нового аэропорта в Мехико. Главным подрядчиком проекта стоимостью $13 млрд была Grupo Carso, аэропорт был уже частично построен.
В 2019 году мексиканская государственная компания электроснабжения CFE заявила, что намерена пересмотреть ранее заключенные контракты на строительство семи газопроводов. Grupo Carso опять оказалась в числе пострадавших. С первоначальных $12,5 млрд стоимость контрактов была снижена до $8 млрд.
Сейчас Карлосу Слиму 80 лет, и он частично передал управление семейной бизнес-империей трем сыновьям. Старший сын, Карлос Слим Домит, занимает пост председателя совета директоров Grupo Carso, America Movil и Telmex, а также генерального директора Grupo Sanborns. Средний сын, Патрик, занимает посты председателя совета директоров и генерального директора в девяти компаниях. Младший, Марко Антонио: также возглавляет советы директоров или является членом совета директоров нескольких компаний.
Бывший самый богатый человек мира в настоящее время занимает в рейтинге журнала Forbes 12-е место с состоянием $52,5 млрд. Впечатляющий результат для сына беженца из Ливана, переплывшего океан в поисках лучшей жизни.
10 правил бизнеса Карлоса Слима
- Отдавай предпочтение простой структуре и гибкой организации, минимуму иерархических уровней и быстрому принятию решений. Преимущества, которыми обладают маленькие компании, делают большую компанию по-настоящему крупной.
- Режим жесткой экономии в эпоху тучных коров укрепляет компанию, повышает ее капитализацию и ускоряет ее развитие. Также он помогает избежать резких перемен в кризисные времена.
- Всегда оставайся активным и неутомимым в отношении модернизации, упрощения и улучшения производственных процессов. Ищи, как повысить производительность и конкурентоспособность, а также снизить затраты и расходы, ориентируясь на главные мировые тенденции.
- Компания не должна быть ограничена рамками хозяина или менеджера. Не нужно быть большой рыбой в маленьком пруду.
- Нет такой цели, которую нельзя достичь, работая сообща, ясно представляя поставленную задачу и зная доступные методы ее решения.
- Деньги испаряются, когда покидают компанию, поэтому мы реинвестируем прибыли.
- Творческий подход применим не только к бизнесу, но также к решению многих задач в своей стране.
- Непоколебимый оптимизм и терпение всегда увенчиваются успехом.
- Любые времена хороши для тех, кто знает, что делать, и располагает средствами для этого.
- Следует исходить из того, что в конечном итоге с собой ничего забрать нельзя. Бизнесмен — создатель богатства, которым он временно управляет.