Права человека болеют в тяжелой форме
В ПАСЕ посмотрели на пандемию COVID-19 с необычного ракурса
COVID-19 негативно сказался не только на здоровье миллионов жителей разных стран, но и на ситуации с правами человека. К такому выводу во вторник пришли члены постоянного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Среди пострадавших, в частности, ставшие жертвами семейного насилия женщины, беженцы, представители сексуальных меньшинств, люди китайского происхождения. Были зафиксированы случаи «злоупотребления чрезвычайными полномочиями с целью заставить оппозицию замолчать или ограничить права человека». В числе прочих стран критике подверглась и Россия — как за проведение в разгар пандемии референдума по поправкам к Конституции, так и за преследование журналистов, писавших о пандемии.
Во вторник в режиме видеоконференции члены ПАСЕ, представляющие парламенты государств—членов Совета Европы, обсудили влияние пандемии COVID-19 на права человека. Дебаты проходили по нескольким тематическим блокам, после обсуждения которых члены ассамблеи проголосовали за четыре проекта резолюций.
Первый был озаглавлен как «Демократия перед лицом пандемии COVID-19». В документе Совет Европы предостерег страны—члены организации от «злоупотребления чрезвычайными полномочиями (на фоне кризиса.— “Ъ”) с целью заставить оппозицию замолчать или ограничить права человека». В связи с этим члены ассамблеи заключили: «Все чрезвычайные меры, принятые в ответ на пандемию, должны быть ограничены во времени».
Осуждению, в частности, подверглась Венгрия, которая 30 марта приняла закон о противодействии коронавирусу. Согласно документу, венгерское правительство получило право останавливать действие определенных законов или отступать от некоторых их положений и «принимать другие чрезвычайные меры». Как отмечено в резолюции, оппозиция и международные партнеры восприняли закон как «угрозу парламентской демократии и шаг к авторитарному правлению» из-за неоднозначности трактовки некоторых положений и отсутствия временных ограничений на его действие.
Основное внимание в резолюции ПАСЕ уделяется вопросам проведения выборов и референдумов в период пандемии.
Был представлен ряд принципов, которым организация призывает следовать. Во-первых, решение о переносе выборов должно приниматься при участии всех заинтересованных лиц и быть «законным, необходимым, соразмерным и ограниченным по времени». Во-вторых, необходимо обеспечить всеобщее тайное голосование и дать всем возможность проводить избирательную кампанию.
Есть и другое важное правило, которое, по мнению ПАСЕ, нужно соблюдать. «Постоянные изменения в законодательство, в частности, относящиеся к избирательной системе, и поправки к конституции не должны вноситься во время действия чрезвычайного положения»,— говорится в резолюции. Наибольшей критике в связи с этим подверглась Россия — за проведение 1 июля голосования по поправкам к Конституции РФ. Как отмечено в выводах комитета по соблюдению обязательств государствами—членами Совета Европы, Москва ввела «несколько новых и противоречивых механизмов для проведения голосования в условиях пандемии»: оно проводилось несколько дней, а участки для голосования находились в парках и общественных местах. Все это, считают в ПАСЕ, подорвало «общественное доверие к процессу голосования и его результатам», «отрицательно сказалось на демократической легитимности поправок к Конституции РФ» и «коренным образом изменило расстановку сил» в стране.
Темой второго блока вопросов стало «Влияние пандемии COVID-19 на права человека и верховенство закона».
В соответствующем документе, принятом большинством голосов, отмечено: на кризис «европейские демократии в целом отреагировали эффективно», но часто права, гарантированные Европейской конвенцией о правах человека, были ограниченны. При этом в ПАСЕ указывают: если меры по ограничению передвижения и свободы собраний можно оправдать, до тех пор пока они соответствуют общественным интересам и не являются дискриминационными, то «меры, которые ограничивают свободу выражения мнений, доступ к информации и свободу СМИ, оправдать трудно».
Критике подвергся целый ряд стран. В частности, за ограничения, касающиеся освещения темы коронавируса, в ПАСЕ осудили Армению. За введение наказаний в виде тюремных сроков за распространение «ложной информации» о COVID-19 раскритиковали Венгрию, Турцию и Россию. «В РФ 1 апреля 2020 года президент Владимир Путин принял закон, устанавливающий новые суровые наказания для СМИ и частных лиц за распространение "ложной информации" о кризисе COVID-19,— говорится в выводах комитета по культуре, науке, образованию и СМИ.— Применение новых законов не будет ограничено по времени продолжительностью пандемии. Медиакомпаниям грозит штраф до 5 млн руб., который может вырасти до 10 млн руб. за повторные правонарушения». Отмечается также, что в Азербайджане члены оппозиции «были арестованы за критику действий правительства в связи с кризисом», а в Румынии власти получили право блокировать веб-сайты, содержащие ложную информацию о пандемии, «без какой-либо возможности обжаловать это решение».
Отдельно в выводах комитета рассматриваются запугивание и давление на журналистов. Отмечено, что ПАСЕ получила три сообщения о таких случаях из России, одно из Турции и одно из Словении. «В Российской Федерации глава Чеченской Республики (Рамзан Кадыров.— “Ъ”) угрожал расправой журналистке, расследовавшей нарушения прав человека в Чечне, совершенные под предлогом борьбы с пандемией COVID-19. Опасаясь за свою жизнь, журналистка подала жалобу в Генпрокуратуру, но не получила ответа: вместо того чтобы предложить свою защиту, ей приказали удалить статью с сайта газеты»,— описывается комитетом случай с журналисткой «Новой газеты» Еленой Милашиной.
Упоминается и другой случай — как «высокопоставленный чиновник Минобороны России угрожал итальянскому журналисту, который делал расследование о помощи РФ в связи с коронавирусом одному из регионов Италии».
Речь идет о заявлении официального представителя Минобороны РФ генерал-майора Игоря Конашенкова. В начале апреля он обвинил итальянскую газету La Stampa в русофобии и попытках дискредитировать миссию российских военных по оказанию Италии помощи в борьбе с коронавирусом. Заявление стало реакцией на публикацию в газете, где говорилось о неэффективности российской помощи, а также о том, что Москва якобы использует ее как предлог для осуществления разведывательной деятельности на территории страны—члена НАТО.
Беспокойство в ПАСЕ также вызывают использование странами «новаторских мер наблюдения и отслеживания контактов» людей, которые могут собирать огромные объемы данных, что может привести к «проблемам с конфиденциальностью». Кроме того, нередки и случаи коррупции на фоне пандемии. Например, как отмечается в резолюции, тесты на антитела к коронавирусу китайского производства переименовываются и перепродаются западными компаниями.
В блоке, посвященном гендерным проблемам и неравенству, авторы констатировали: за время пандемии участились случаи проявления расизма и предубеждений в отношении некоторых групп лиц. В частности, отмечаются проблема семейного насилия в отношении женщин, а также рост насилия в отношении людей китайского происхождения и представителей сексуальных меньшинств. Как говорится в документе, ряд лидеров религиозных групп, в том числе в Польше, РФ и на Украине, обвинили в распространении эпидемии представителей ЛГБТ-сообщества.
Едва ли не больше всех, как отметили в ПАСЕ, от пандемии пострадали беженцы, мигранты и просители убежища.
Этой проблеме была посвящена отдельная резолюции. «Мигранты на море оказались в нестабильной ситуации. Часто выжившие не могут высадиться на берег. Это ставит под угрозу их здоровье»,— отметила в ходе своего выступления комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович. В проекте резолюции члены ассамблеи, в частности, призвали открыть границы для мигрантов и снять ограничения на их поездки.
«Пандемия усугубила все те проблемы, которые мы не решали. Но время не ждет. Нужно обеспечить соблюдение прав человека для всех»,— подчеркнула госпожа Миятович. И резюмировала: «Мы должны выйти из этих сложных времен более сильными и объединенными».