ВТБ копнул глубже
Банк может принять участие в конкурсном производстве «Метростроя»
По данным “Ъ”, администрация Петербурга привлекла к разрешению проблем ОАО «Метрострой» (генподрядчик метростроения в городе), в которой Смольный является одним из акционеров, банк ВТБ. Собеседники “Ъ” не исключают, что в случае конкурсного производства в отношении «Метростроя» финансовая организация выкупит долги компании перед контрагентами, по сути, став ее мажоритарным кредитором, распоряжающимся имуществом. В таком случае контракты на строительство подземки во втором крупнейшем городе страны могут достаться учрежденному ВТБ АО «Метрострой Северной столицы», но Смольный намерен получить в нем не менее контрольной доли или даже 75%.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «ВТБ Девелопмент» (входит в группу ВТБ) учредило дочернее предприятие АО «Метрострой Северной столицы». Компания зарегистрирована 9 октября в Петербурге, в качестве основного вида деятельности указано строительство железных дорог и метро. Название новой «дочки» построено по тому же принципу, что и у управляющей компании петербургского аэропорта Пулково — «Воздушные ворота Северной столицы», в которой у группы ВТБ блокпакет, сообщил вчера «Интерфакс».
Компания создана с целью участия в проектах по развитию инфраструктуры Петербурга, подтвердили “Ъ” в ВТБ, отказавшись комментировать конкретный проект, для которого создана компания, его возможные параметры и предполагаемое партнерство.
По словам собеседников “Ъ” в отрасли, ВТБ привлекла администрация Петербурга после неудавшихся переговоров с АО «Стройтрансгаз» (СТГ) Геннадия Тимченко, которое также выражало интерес к выходу на рынок метростроения в Петербурге. Неизменным подрядчиком строительства новых станций в Петербурге на протяжении многих лет был «Метрострой». Компания на 24,95% принадлежит Николаю Александрову (экс-глава предприятия), 13,62% находится в собственности Ольги Александровой (супруга Николая), 25% контролирует ГУП «Петербургский метрополитен», еще 21% — у комитета имущественных отношений Петербурга, остальными акциями владеют физлица.
В декабре 2019 года ФСБ задержала Николая Александрова, позже возбудив против предпринимателя два уголовных дела о растрате. Сейчас он находится под домашним арестом. Семья Александровых не ответила на запрос “Ъ” о переговорах со сторонами процесса. В марте 2019 года в отношении «Метростроя» начато судебное дело о банкротстве, на данный момент в отношении компании введена процедура наблюдения.
По словам собеседников “Ъ”, в ноябре состоится очередное заседание, на котором не исключено рассмотрение вопроса о введении конкурсного производства. «Администрация Петербурга хочет управлять банкротством, поэтому привлекли ВТБ. Банк может выкупить долги "Метростроя"»,— отмечает источник “Ъ”. В ВТБ отказались комментировать ситуацию.
Смольный изначально хотел обладать контрольным пакетом в организации, строящей метрополитен в городе, и из-за этой позиции ничем не завершились переговоры с СТГ, знают два собеседника “Ъ”. Представитель компании не прокомментировал данную информацию. В сценарии с привлечением ВТБ, предполагает источник “Ъ”, акционерного участия семьи Александровых и СТГ не предусмотрено. При этом в новой конфигурации городу может принадлежать 75% в созданной структуре. В Смольном не ответили на вопросы “Ъ”. Источник “Ъ” в администрации Петербурга подтверждает, что на совещаниях обсуждается владение пакетом акций более 50%.
По данным юридической системы Casebook, сумма включенных в реестр требований к «Метрострою» составляет 5,6 млрд рублей. По словам собеседников “Ъ”, долги «Метростроя» оцениваются в 10–15 млрд рублей, но аудит компании до сих пор продолжается. «Акционеры остаются собственниками вплоть до момента ликвидации организации по завершении конкурсного производства, но в целом лишаются контроля над управлением организацией-банкротом. Кредиторов у "Метростроя" много, скупить долги у всех сложно, и даже один миноритарный кредитор может сорвать план, просто отказавшись уступить, а таких, вполне возможно, когда станут понятны планы банка, может найтись немало — просто с целью продать требования дороже. Банку проще получить контроль над банкротством, добившись всех нужных для восстановления работы предприятия активов в рамках конкурсного производства»,— считает партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
По словам адвоката и специалиста в сфере антикризисного управления и банкротства Арутюна Саркисяна, в ситуации пандемии долги могут выкупаться со значительным дисконтом, то есть за 10–20% от их номинальной стоимости. При приобретении большого пула кредиторской задолженности организация становится мажоритарным кредитором, может диктовать свои условия как должнику, так и оставшимся кредиторам, а также получает рычаги воздействия при распоряжении имуществом должника. «Имущество несостоятельного должника продолжает принадлежать ему юридически, но не экономически»,— отмечает адвокат.