Десятый эпизод Юлии Галяминой
Суд отказался прекращать уголовное дело против муниципального депутата Москвы
Тверской суд столицы отказался прекращать уголовное преследование муниципального депутата Юлии Галяминой, обвиняемой в неоднократном нарушении правил проведения митингов и пикетов (ст. 212.1 УК). Госпоже Галяминой грозит до пяти лет лишения свободы. В ходатайстве адвокатов подчеркивалось: ни одно из девяти административных правонарушений, вмененных в вину Юлии Галяминой в 2019 году, не может являться поводом для ее уголовного преследования в 2020-м. Защита также требовала отложить разбирательство до окончания пандемии коронавируса, но суд отказал и здесь, назначив рассмотрение по существу на 21 октября.
Предварительное слушание по делу Юлии Галяминой во вторник состоялось в максимально закрытом режиме — журналистов и слушателей не пустили даже в здание Тверского суда из-за «коронавирусных» ограничений. Госпожа Галямина вела онлайн-трансляцию в соцсетях: «подаем ходатайство о прекращении дела», «из-за карантинных ограничений рассмотрение может стать закрытым, это нарушает мои права, права 70 тысяч моих избирателей и общества в целом», «моя подписка о невыезде сохраняется».
Адвокаты Мария Эйсмонт и Михаил Бирюков позже пояснили “Ъ”, что суд отказался также отложить рассмотрение дела до окончания эпидемии, чтобы обеспечить присутствие журналистов и сторонников госпожи Галяминой. Напомним, с 13 октября Мосгорсуд снова ограничил доступ в здания столичных судов, обеспечив его только участникам процессов.
Юлия Галямина обвиняется в неоднократном нарушении правил проведения митингов, пикетов и демонстраций по ст. 212.1 УК.
Максимальная санкция — тюремное заключение на срок до пяти лет. Эта статья действует с 2014 года и имеет административную преюдицию — уголовная ответственность по ней наступает в случае, если человек «более двух раз в течение 180 дней» нарушил ст. 20.2 КоАП: вышел на несогласованный митинг, призвал к нему и пр. Статью называют «дадинская» по имени Ильдара Дадина, первым осужденного по ней в 2015 году и реабилитированного в 2017 году с компенсацией в 2 млн руб. за незаконное уголовное преследование. Юлия Галямина стала шестой обвиняемой по «дадинской» статье — после акции по сбору подписей против принятых к Конституции поправок 15 июля 2020 года.
Из ходатайства адвокатов о прекращении дела Юлии Галяминой следует, что «во временной период в 180 дней, предшествующий 15 июля 2020 года, не попадает ни одна дата из дат вмененных ей правонарушений». Так, речь идет о девяти акциях в период с 11 по 29 июля прошлого года, когда в Москве проходили несогласованные протесты в связи с выборами в Мосгордуму. «За них меня оштрафовали более чем на 300 тыс. рублей,— пояснила “Ъ” Юлия Галямина.— Также я являюсь ответчиком по нескольким коллективным искам, поданным в том числе Московским метрополитеном и Мосгортрансом (к оппозиционерам.— “Ъ”) на общую сумму в четыре с половиной миллиона рублей».
Адвокат Михаил Бирюков пояснил, что защита, требуя прекращения дела, исходила из прямого указания Конституционного суда, который в 2017 году подчеркнул необходимость руководствоваться правилом 180 дней.
«Часть административных дел в отношении Юлии Галяминой были рассмотрены в декабре 2019 года, и решения по ним вступили в силу в феврале 2020 года,— пояснил господин Бирюков.— Но сами правонарушения были совершены в июле прошлого года. Прокуратура и СКР вольно трактует законодательство, настаивая, что должны учитываться правонарушения, совершенные в течение года, но не 180 дней. Мы считаем эту трактовку незаконной, и будем настаивать на этом в суде».
За декриминализацию ст. 212.1 УК ранее выступала не только Юлия Галямина, считающая свое уголовное преследование «политически мотивированным», но также ряд правозащитников, депутатов Госдумы и членов СПЧ. В Госдуму с декабря 2019 года по июль 2020 года подобные инициативы вносили минимум четыре раза, но они либо отклонялись, либо застревали в профильных комитетах.
Первое слушание по существу дела госпожи Галяминой, сообщили адвокаты, назначено на 21 октября.