Большие маленькие деньги
Татьяна Алешичева о быте и нравах Верхнего Ист-Сайда в новом сериале Дэвида Келли
Канал HBO (в России — «Амедиатека») показывает мини-сериал Дэвида Келли «Отыграть назад», который выглядит как продолжение его же детективной драмы «Большая маленькая ложь»
Грейс Фрейзер (Николь Кидман), успешный психотерапевт, у которой нет отбоя от клиентов — таких же, как и она, представителей верхушки среднего класса,— живет на Манхэттене в крепком браке с Джонатаном (Хью Грант) — таким же, как и она, успешным врачом-онкологом. Свободное время Грейс посвящает попечительскому совету школы, где учится их с Джонатаном сын. В совете заседают такие же, как она, холеные мамаши, за единственным исключением — недавно на встречах стала появляться новенькая, латиноамериканка Елена Алвис (Матильда де Анхелис). Она вдвое моложе остальных и явно гораздо беднее, зато выглядит вопиюще сексуально и бравирует этим. На организованном советом благотворительном вечере Елена выглядит расстроенной, хотя вокруг нее толчется целый рой кавалеров. Наутро Грейс узнает, что Елену нашли зверски убитой — а потом в течение целого дня почему-то не может дозвониться до мужа, который уехал на конференцию онкологов в Кливленд. И тут разверзаются хляби небесные: Грейс обнаруживает, что нет никакой конференции, а телефон Джонатан оставил дома — случайно или намеренно?
Николь Кидман предстает в сериале в своей лучшей форме. Нужно видеть выражение ее лица, когда по сюжету Грейс обзванивает все отели в Кливленде в поисках Джонатана — в одном ее обещают соединить с его номером, а трубку берет женщина. Если в «Большой маленькой лжи» Кидман была лишь частью сильного актерского ансамбля, то здесь она единолично царит на экране — и от нее не оторвать глаз.
Грейс — роскошная женщина, которая на наших глазах теряет лоск и свою всегдашнюю самоуверенность, когда из семейных шкафов к ее ногам начинают вываливаться скелеты, детские травмы, измены и прочий материал, с которым она обычно работала как психотерапевт, но, как выясняется, проглядела все это у себя под носом. Сериал поставлен по бестселлеру Джин Ханфф Корелиц «Ты должна была знать» (2014) — должна была, да вот не знала! Например, о том, что сын Елены был пациентом доктора Фрейзера, то есть ее муж был знаком с «новенькой» накоротке. Но когда Джонатан оказывается обвиняемым в убийстве, это вовсе не приближает к разгадке — в новых сериях, искусно снятых оскароносной датчанкой Сюзанной Бир, нам подкидывают все новые улики, указывающие на разных подозреваемых.
Детектив детективом, но и в новом сериале основной интерес Келли — быт и нравы неприлично богатых обитателей Америки (на этот раз он сосредоточился на Верхнем Ист-Сайде). Кидман в сиянии рыжих кудрей чеканит шаг по манхэттенским мостовым с видом хозяйки жизни, несмотря на все неприятности, что валятся на голову ее героини. Грант в роли Джонатана Фрейзера выглядит заносчиво и высокомерно, даже представ перед судом,— его, впрочем, отпустят под залог в два миллиона долларов. А когда полицейские допрашивают Грейс в участке, впору возмутиться — как вы смеете, грубые мужланы, подвергать унизительной процедуре настоящую леди? Отца Грейс играет колоритно всклокоченный Дональд Сазерленд — и он предсказуемо хорош в роли угрюмого представителя элиты в десятом поколении (этот образ явно наследует предыдущему появлению Сазерленда на ТВ в роли медиамагната Джона Пола Гетти в сериале «Траст»). Когда его внука из-за скандала с убийством хотят временно отстранить от учебы, он демонстрирует свой спесивый нрав директору школы: «Не связывайтесь со мной! Вы хотите оградить моего внука от всяческих безобразий — так вот, говорю вам, настоящих безобразий вы еще не видели».
Сюзанна Бир тоже довольно долго тянет, прежде чем показать нам настоящие безобразия, и временами упускает заложенный в эту историю скепсис. По-видимому, ей трудно удержаться от того, чтобы не начать любоваться своими холеными персонажами, даже если в условиях задачи предписано изучать их критическим взглядом. Из-за пандемии премьера сериала была перенесена с весны на осень, и теперь он смотрится слегка устаревшим — как история позавчерашних проблем первого мира, который с тех пор успел обзавестись новыми. С другой стороны, именно на фоне пандемии, которая повсеместно обрушила привычный уклад жизни, рассказ том, как богатые тоже плачут над осколками своих в одночасье рухнувших судеб,— зрелище в какой-то степени терапевтическое.
Смотреть: «Амедиатека»