Римотворческая инициатива
Сергей Лавров пока не стал разрывать диалог с Евросоюзом
Пока Евросоюз готовится к публикации нового санкционного списка по делу об отравлении Алексея Навального, Россию с однодневным рабочим визитом посетил глава МИД Италии Луиджи Ди Майо. Участие итальянского министра в переговорах в Москве однозначно оценили как позитивный сигнал. Что, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, не исключает жесткого ответа России на решения ЕС.
Визит в Москву главы итальянского внешнеполитического ведомства Луиджи Ди Майо и публично, и в кулуарных беседах называли «хорошим знаком»: многие плановые командировки, даже министров иностранных дел, сейчас отменяются по причине пандемии (или под ее предлогом). Первым европейским министром в Москве после долгого «карантина» на прошлой неделе стал датчанин Йеппе Кофод, а вторым — 34-летний господин Ди Майо.
В качестве сопредседателя российско-итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству в среду утром он посетил подмосковное Сколково, где провел переговоры с главой Минпромторга Денисом Мантуровым, сопредседателем совета со стороны РФ. Как отметили в российском министерстве, очное мероприятие такого уровня с участием иностранных партнеров состоялось впервые за весь период пандемии. Что, по словам господина Мантурова, позволяет «лишний раз убедиться, насколько тесные дружественные отношения выстроены между двумя странами».
«Когда мы с моим другом Денисом встречались в феврале, мы и представить не могли, что будет дальше и какой разрушительный эффект это окажет на экономику»,— признался в свою очередь господин Ди Майо, назвав само проведение совета «большим сигналом надежды».
По итогам первых семи месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года двусторонний товарооборот уменьшился почти на четверть — на $3,5 млрд. Объем выездного туризма из России в Италию сократился по сравнению с первым полугодием 2019 года на 69,3% и составил 182,5 тыс. чел.
Впрочем, России, как заверил Денис Мантуров, говоря об экономике, «благодаря комплексным мерам во многом удалось стабилизировать ситуацию».
В качестве позитивных примеров двустороннего сотрудничества он привел сентябрьскую сделку между Российским фондом прямых инвестиций и компанией Barilla по строительству второй линии завода по выпуску макаронных изделий, а также контракт на €400 млн между Объединенной металлургической компанией и итальянским холдингом Danieli.
В условиях борьбы с экономическими последствиями пандемии российская сторона заинтересована в иностранных инвестициях. «Основное — это регуляторика нашей экономической политики, которая и формирует привлекательность нашей экономики для российских и зарубежных инвесторов или со смешанным капиталом. Мы же не просто так оказались на 28-м месте в (рейтинге.— “Ъ”) Doing Business, а путем поступательных решений правительства, которые принимаются каждый год, чтобы бизнесу было комфортно у нас работать»,— пояснил министр Мантуров, отвечая на вопрос “Ъ”. Напомним, в прошлом году в ходе визита в Италию президента Владимира Путина было объявлено о перезапуске российско-итальянской инвестиционной платформы. «Это двусторонний механизм софинансирования с мандатом до €300 млн до конца 2022 года. Это позволит обеспечить инвестиционную поддержку малым и средним компаниям, в первую очередь итальянским, которые хотят вести здесь свой бизнес. Первые проекты, возможно, будут объявлены и профинансированы до конца года»,— пояснил “Ъ” замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев.
«Конечно, пандемия мешает планировать, многие бизнесмены сейчас откладывают инвестиции»,— подтвердил “Ъ” президент ассоциации итальянских промышленников Confindustria Russia Эрнесто Ферленги.
«Но производить в России все равно выгодно благодаря низким налогам, возможности выйти на евразийский рынок, текущему курсу рубля и средней стоимости почасовой оплаты труда, которая в разы ниже, чем в Италии,— рассуждает он.— От российской стороны нужна помощь не столько в плане поддержки инвестиций, сколько в создании единого окна помощи иностранным инвесторам и в прояснении стратегии на федеральном и региональном уровне: какие сектора Россия хочет развивать, какая у нее долгосрочная стратегия, как будет развиваться инфраструктура в регионе? А то мы спрашиваем, каких инвесторов привезти в регион, а нам говорят: всех! Льготы для иностранных инвесторов существуют, но начинаешь выяснять — гоняют от министерства к министерству».
Из Сколково итальянский министр направился в центр Москвы, где встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым для беседы о двусторонних отношениях, диалоге с ЕС и в рамках G20, ситуации в Ливии и Белоруссии. Сергей Лавров был любезен: «Надеюсь, что атмосфера интерьеров и тех переговоров, которые мы здесь проводим, также будет способствовать дальнейшему продвижению российско-итальянских отношений». Министр отметил, что в Москве замечают не только «недружественные шаги Брюсселя», но и «усилия итальянской стороны». Он напомнил, что с начала года президент Владимир Путин и премьер Джузеппе Конте разговаривали уже восемь раз. И подтвердил, что будет рад принять приглашение коллеги и в декабре посетить Рим.
Впрочем, сосредоточиться исключительно на позитивной повестке министрам не удалось. Буквально в понедельник главы МИД европейских стран (а значит, и господин Ди Майо) договорились о персональных санкциях в отношении ряда россиян, по мнению ЕС, причастных к отравлению Алексея Навального с использованием химоружия. Ожидается, что список попавших под санкции будет обнародован в четверг. «Это событие (отравление Алексея Навального.— “Ъ”) очень потрясло итальянское общественное мнение»,— заявил гость. Он призвал Россию провести судебное расследование и выяснить, кто же совершил преступление, но в то же время выразил надежду на то, что «ров, который разделяет Италию и Россию» не станет глубже.
Сергей Лавров в сердцах пригрозил вообще «перестать общаться» с Евросоюзом, и теперь итальянский журналист интересовался у него: может ли такое быть, что встреча с Ди Майо — это последняя его встреча с европейским министром?
Сергей Лавров в ответ обвинил ЕС в подмене дипломатического искусства санкциями, США — в давлении на своих европейских коллег и союзников, Украину — в препятствии реализации минских договоренностей, а ФРГ, Францию и Швецию — в непредоставлении фактов о лабораторных исследованиях по «делу Навального». «Мы больше, чем кто-либо другой, заинтересованы в установлении истины,— заверил он напоследок.— Очень надеемся, что наши коллеги на Западе, прежде всего немцы, не будут увиливать и отлынивать от своих международно-правовых обязательств».
Ваш браузер не поддерживает видео