В Гагарине нарисовали границу
Саратовский аэропорт сможет обслуживать международные рейсы на постоянной основе
Пункт пропуска через государственную границу РФ в саратовском аэропорту начал работать на постоянной основе. Соответствующий приказ министра транспорта РФ Евгения Дитриха вступит в силу 24 октября. До этого многосторонний пункт пропуска через государственную границу работал по временной схеме, что не позволяло обслуживать более одного международного рейса в день. Эксперты считают, что открытие постоянного пункта пропуска «обеспечит рост объемных и финансовых показателей» аэропорта.
В международном аэропорту Гагарин (входит в холдинг «Аэропорты регионов») открыт воздушный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Об этом сообщила пресс-служба аэропорта. Соответствующий приказ 13 октября подписал министр транспорта России Евгений Дитрих. Он вступает в силу 24 октября.
До сих пор пункт пропуска через государственную границу в международном аэропорту Гагарин работал по временной схеме, которая позволяла обслуживать не более одного международного рейса в неделю, а также позволяла обслуживать рейсы малой бизнес-авиации на нерегулярной основе.
В январе этого года аэропорт Гагарин приостановил международные рейсы из-за переоборудования пункта контроля. Программа международных полетов из Саратова должна была восстановиться 28 апреля, однако из-за ограничительных мер, введенных в РФ и в мире в связи с распространением коронавируса, она запущена не была. Регулярное международное авиасообщение прекратилось 27 марта, однако в июле оно начало восстанавливаться. По данным на 9 октября, улететь за границу можно из 11 городов России, однако Саратова среди них пока нет.
Как сообщал „Ъ“, официально аэропорт Гагарин начал осуществлять регулярные рейсы с 20 августа прошлого года. Строительство комплекса велось в рамках государственно-частного партнерства в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы)». Закладка первого камня состоялась в октябре 2012 года, а о необходимости переноса аэропорта за черту города, где он находился с 1931 года, в Сабуровку говорили с 1972 года.
Государственным заказчиком проекта стало Федеральное агентство воздушного транспорта, заказчиком-застройщиком — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Строительство пассажирского терминала и административно-производственных зданий обеспечивало АО «Сараэро-инвест» (входит в холдинг «Аэропорты Регионов»). Объем бюджетных инвестиций оценивался в 7,22 млрд руб., внебюджетных — в 8 млрд руб.
Пропускная способность пассажирского терминала Гагарина составляет 1 млн пассажиров в год (570 пассажиров в час). На такой пассажиропоток аэропорт рассчитывал выйти в течение ближайших с начала работы лет. По оценкам пресс-службы аэропорта, за девять месяцев этого года пассажиропоток в Гагарине составил 336 тыс. человек, большинство из которых было обслужено на внутренних воздушных линиях. С января по сентябрь выполнено 3335 взлетно-посадочных операций, общий объем грузов и почты превысил 528 тонн. В аэропорту оценивают эти показатели положительно, поскольку в деятельность отрасли вмешалась пандемия.
Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк с учетом открытия в Гагарине постоянного пункта пропуска через госграницу прогнозирует пассажиропоток в 2021 году свыше 500 тыс. пассажиров.
Руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что наличие собственного постоянного пункта пропуска через госграницу «станет для Саратова одним из важнейших факторов, обеспечивающих как рост объемных, так и улучшение финансовых показателей». «Мы знаем, что в очень большом количестве российских региональных аэропортов на международные перевозки приходится немалая часть доходов. Связано это с тем, что ставки за обслуживание рейсов и пассажиров на международных линиях выше, чем при обслуживании внутрироссийских перевозок. Кроме того, если приходят зарубежные авиакомпании, то для них, как правило, ставки сборов и вовсе максимальные»,— пояснил эксперт.
Господин Пантелеев уверен, что уникальных зарубежных направлений из саратовского аэропорта ждать не стоит. «Всем известно, что в летний сезон наиболее востребованы турецкие курорты. Рассчитывать на прямые рейсы в Европу сложнее. Даже из более крупных городов с большим населением и деловой активностью прямые полеты в Германию, Чехию выполняются нечасто. По отдельным направлениям они вполне возможны — в период проблем с Турцией, например, «выстрелила» Греция, куда были подняты чартеры из ряда регионов»,— отметил авиаэксперт.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что из-за коронавируса границы многих стран до сих пор остаются закрытыми. «Чтобы увеличился пассажиропоток из местного аэропорта, пассажирам должны быть предложены рейсы в разные страны, причем по привлекательным ценам. Должны оказываться те же услуги, что и в других аэропортах страны, имеющих рейсы в другие страны. Если жителям региона для того, чтобы улететь за границу, будет проще, к примеру, воспользоваться одним из аэропортов московского авиаузла, потому что в местном аэропорте их что-то не устраивает, то многие так и будут делать»,— подытожил он.