Электросамокаты докатились до суда
Их водителей лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами
ГИБДД, как выяснил “Ъ”, усиливает контроль за пользователями электросамокатов. В Татарстане и ряде других регионов их уже лишают водительских прав, подвергают административному аресту и приговаривают к обязательным работам за езду в пьяном виде, отказ от освидетельствования или вождение без удостоверений. Инспекторы приравнивает устройства мощностью более 250 Вт к мопедам, что влечет необходимость иметь права и нести ответственность наравне с владельцами других транспортных средств.
Мировой суд судебного участка №4 по Вахитовскому району Казани признал Рустема Хайрутдинова виновным по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем требования о прохождении медосвидетельствования). Суд назначил господину Хайрутдинову штраф в размере 30 тыс. руб. и лишил водительских прав на полтора года. Основанием для наказания стал протокол ГИБДД, согласно которому господин Хайрутдинов с признаками опьянения управлял мопедом и совершил наезд на ребенка. Защита утверждает, что на самом деле господин Хайрутдинов управлял электросамокатом, а значит, не обязан был проходить медосвидетельствование.
Согласно ПДД, электросамокат с двигателем, выдающий мощность в режиме «длительной нагрузки» (формулировка правил) до 250 Вт, считается велосипедом, от 250 Вт до 4 кВт — мопедом, мощнее 4 кВт — мотоциклом. Для управления мопедом гражданин должен иметь права категории М, обязан неукоснительно выполнять ПДД, как любой другой водитель транспортного средства, и несет ответственность по 12-й главе КоАП. Это следует также из недавно опубликованных разъяснений ГИБДД.
Господин Хайрутдинов 30 августа взял с помощью мобильного приложения в аренду самокат кикшеринговой компании Whoosh, упал и придавил ребенка. Прибывшие сотрудники ГИБДД проверили самокат (на табличке на аккумуляторе написаны модель и мощность — 350 Вт), попросили мужчину предъявить водительские права, а затем пройти медосвидетельствование. Рустем Хайрутдинов сообщил “Ъ”, что у него не было прав, а от освидетельствования он отказался. При этом он уверяет, что алкоголь не употреблял. Сотрудники ГИБДД составили протокол. В суде господин Хайрутдинов представил справку из Whoosh о том, что в режиме «длительной нагрузки» мощность самоката не превышает 250 Вт, а значит, это велосипед. «Если бы нужны были на данное средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат, являются нарушителями закона»,— сказал “Ъ” господин Хайрутдинов. Судья признала его виновным. Защитник Артур Султанов сообщил “Ъ”, что решение мирового суда будет обжаловано.
Пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик подтвердила, что самокаты компании относятся к велосипедам: скорость движения принудительно ограничена 25 км/ч, при этом «номинальная максимальная мощность» самоката в режиме длительной нагрузки не превышает 180 Вт. Это следует из имеющегося в распоряжении Whoosh заключения МАДИ. Наклейка на платформе самоката, поясняет госпожа Камойлик, это «максимально возможная мощность», а не номинальная (как в ПДД): «Самокатов, которые мчат со скоростью 40–50–60 км/ч, среди шеринговых быть не должно».
Инцидент с Рустемом Хайрутдиновым не первый в РФ. Так, в той же Казани 25 июня инспекторы остановили гражданина на электросамокате мощностью 2,4 кВт, при проверке выяснилось, что водитель был ранее лишен прав. Электросамокат отвезли на спецстоянку, на водителя составили протокол по ч. 2 ст. 12.7 КоАП (управление ТС водителем, лишенным права управления). Суд приговорил водителя к 100 часам обязательных работ. 2 сентября казанские инспекторы остановили гражданина на электросамокате мощностью 350 Вт. От проверки на алкоголь он отказался, кроме того, выяснилось, что он также был лишен прав. Протокол составили по ст. 12.26 КоАП (отказ от медосвидетельствования), электросамокат помещен на спецстоянку, суд назначил водителю наказание в виде административного ареста на десять суток. 13 августа сотрудники ДПС остановили гражданина на 600-ваттном самокате с признаками опьянения, но от проверки он также отказался. Составлен протокол по ст. 12.26 КоАП, рассмотрение дела в суде ожидается в ноябре. Похожие решения судов были в 2020 году и в Красноярском крае, где ГИБДД летом усилила контроль за самокатчиками. В администрации Сочи вчера также сообщили о планах усилить контроль за движением электросамокатов: ГИБДД рекомендовано применять «меры административной ответственности», а компаниям ограничить мощность выдаваемой техники лимитом 250 Вт. В Москве, где по данным дептранса столицы, более 400 тыс. пользователей электросамокатов и работает несколько кикшеринговых фирм, ГИБДД подобную практику не применяет.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2019 году в Россию было ввезено электросамокатов, моноколес, сегвеев, велосипедов с моторами и других подобных устройств на сумму $978,5 тыс. (общим весом 105,4 тонны), в 2020 году (восемь месяцев) — на $2,28 млн (139,4 тонны).
Юрист Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов согласен: мощные электросамокаты приравниваются к мопедам, и для управления ими нужны права категории М. «С формальной точки зрения водителя можно даже привлечь за нарушение скоростного режима и выезд на встречку»,— говорит он. При этом, отмечает господин Ахметжанов, не урегулирован вопрос достоверности данных о мощности электросамокатов: наклейка на устройстве не является юридически значимым документом, пользователь ее вообще может закрасить или содрать. В последнем случае, объясняет эксперт, ГИБДД придется с помощью экспертизы устанавливать мощность транспортного средства.
Минтранс и ГИБДД, как ранее рассказывал “Ъ”, подготовили проект поправок к ПДД, который впервые вводит правила движения на электросамокатах, моноколесах и других подобных устройствах, которые будут объединены термином «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). При совместном движении с пешеходами на электросамокатах будет запрещено разгоняться на СИМ быстрее 20 км/ч. Выезжать на проезжую часть разрешат только при условии, что это улица с ограничением скорости 60 км/ч. Проект сейчас проходит экспертизу.