Схема по средствам
Правительство определяется с технологией достижения национальных целей
Близкая к финальной версия «Единого плана достижения национальных целей», разрабатываемого в правительстве, впервые описывает контуры управленческой модели, в которой он будет реализовываться. Схема выглядит «надстройкой» к проектной работе в Белом доме, управляемой на уровне вице-премьеров, она отличается от административных стандартов прежних правительств, и это в будущем должно менять управленческие практики исполнительной власти. План в этой версии предполагает постоянно действующие механизмы корректировки промежуточных целей и постоянную работу Белого дома с рабочими группами Госсовета — в документ впервые интегрирован региональный раздел. В этом виде план выглядит как центральный высокоуровневый документ правительства до 2030 года.
В распоряжении “Ъ” оказалась одна из последних версий «Единого плана» — проект по состоянию на 12 октября (правительство намерено представить финальную версию к 30 октября). В Белом доме не стали комментировать содержание документа, сообщив, что работа над ним не завершена, в документе по-прежнему возможны значимые изменения.
Напомним, что принципиально формат плана, смысл которого — определить способ исполнения правительством «майского указа» Владимира Путина 2018 года о национальных целях развития (с коррективами 2020 года; см. “Ъ” от 28 сентября), измениться не мог: сам набор целей зафиксирован летом 2020 года. Работа над документом ведется параллельно с коррекцией нацпроектов и госпрограмм, с бюджетным процессом на 2021–2023 годы и с утверждением новых программ исполнительной власти (так, в этой версии плана уже отражена программа развития Дальнего Востока до 2025 года). Часть промежуточных целевых показателей (в том числе в демографической части, в части развития массового спорта, борьбы с бедностью) изменилась в сравнении с летними версиями.
Впрочем, сам текст плана гарантирует, что цифры в нем и будут меняться — предлагается актуализовать его раз в год вместе с бюджетом с опережением на год.
Еще одно из важных изменений концепции плана — в нем впервые описана предполагаемая управленческая схема Белого дома по его реализации: это не только набор подвижных целевых показателей, связанных с результатами расходов исполнительной власти в текущей «трехлетке» и с проектной деятельностью в нацпроектах, но и описание того, как команда премьер-министра Михаила Мишустина видит оргструктуру исполнительной власти, оптимизированную под целевую деятельность. «Целевая надстройка» выглядит так: под каждую «национальную цель развития» создается оперативный штаб, возглавляемый ответственным вице-премьером (конкретные показатели в пяти «композитных» целях также расписаны по заместителям премьер-министра). Штабы взаимодействуют с рабочими группами Госсовета (напомним, в нем основную роль играют сейчас региональные власти), которые координируют работу по целям в регионах. Штабы на федеральном уровне (рекомендуется масштабировать ту же схему и в регионах) ответственны и за обратную связь (управление по ожиданиям) и мониторинг.
Отметим, что впервые «Единый план» содержит декомпозицию промежуточных целей по регионам (из которых, кстати, сейчас очень наглядно виден реальный уровень неравенства показателей развития субъектов РФ). Ответственными за достижение «региональных целей» объявлены главы регионов. Региональная часть также включает отдельные планы развития шести «геостратегических территорий» — Дальнего Востока, Арктической зоны РФ, Северного Кавказа, Крымского полуострова, Калининградской области и Ангаро-Енисейского макрорегиона, а также план поддержки экономически слаборазвитых регионов («индивидуальные программы»).
Федеральные органы власти представлены в штабах — и, судя по схеме, как и вице-премьеры, должны обеспечивать согласование реализации плана с госпрограммами (т. е. бюджетом), нацпроектами, ФЦП и выделенными проектами исполнительной власти.
«Единый план» предполагается центральным стратегическим документом Белого дома до 2030 года — все остальные, в том числе и документы проектной деятельности, ему, по сути, подчинены, хотя и нелинейно.
План имеет два горизонта планирования — синхронный бюджетному циклу краткосрочный и десятилетний, как госпрограммы и нацпроекты. До 2023 года цели на краткосрочном горизонте — вернуть экономику на траекторию до весны 2020 года.