За словом в народ
Общероссийский конкурс на достойное наименование для людей, борющихся с раком
В английском языке есть емкое выражение «cancer survivor», которое разом обозначает всех людей, столкнувшихся с раком на собственном опыте. И тех, кто выздоровел, и тех, кто только лечится и живет с заболеванием. А у нас в русском — только скучный медицинский термин «онкобольной» или слово «победитель». Только оно ведь про выздоровевших, а рак далеко не всегда уходит полностью.
Раньше люди, столкнувшиеся с онкологическим заболеванием, довольно быстро делились на тех, кто его удачно пережил, и тех, кто не пережил. Но при нынешних методах лечения жить с раком можно годами, как одна из героинь нашего журнала о донорстве костного мозга Кровь5 Мария Идрисова, у которой уже 12 лет лейкоз. В победители девушку записывать рано, но получается, что мужественная и неунывающая Маша есть, а никакого подходящего слова для нее нет. Несколько раз ее выводили в ремиссию традиционной химиотерапией. Дважды — новыми таргетированными иммуномодулирующими препаратами. За это время Маша успела поучиться в двух вузах, встретить любовь, выйти замуж, дважды переехать вслед за мужем, освоить профессию и начать вести блог про свою борьбу с лейкозом. В общем, эти 12 лет Маша живет вполне полноценной жизнью. Причем таких, как она, становится все больше и больше.
— Современные методы лечения фактически позволяют превратить рак в хроническое заболевание,— объясняет руководитель программы «Русфонд.Онкология» Евгения Забелина.— Даже если нельзя пока окончательно вылечить человека, можно сделать его жизнь более качественной, чтобы он мог учиться, работать, растить детей. Каждый год появляется все больше новых лекарств, дающих такую возможность. Ведь эта область медицины развивается очень быстро.
А еще слово «победитель» иногда звучит слишком пафосно. У меня самого был рак. Мне повезло: опухоль нашли на ранней стадии, вовремя удалили — спасибо врачам. В общем, для меня это не было главной битвой жизни, просто факт биографии. И я бы предпочел иметь для себя как бывшего онкобольного какое-нибудь более спокойное наименование.
Таких, как я, тоже становится все больше, потому что диагностика улучшается, а врачей настраивают на раннее выявление опухолей. На языке медицинских чиновников это называется «онконастороженность», и по ней теперь оценивают работу терапевтов и педиатров, начисляют премии. В результате появляется множество людей, которые отделались от рака сравнительно легко, как я.
Поэтому АНО «Национальные приоритеты» очень правильно объявила конкурс на поиск русскоязычного аналога «cancer survivor». Это может быть слово или словосочетание, но красивое, емкое и, конечно, необидное для самих больных. Русфонд, Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова и Кровь5 решили поддержать этот проект, так что предлагаем нашим читателям тоже поучаствовать в конкурсе. Заявки принимаются до 12 ноября включительно. Потом две недели онлайн-голосования помогут выбрать лучшие варианты. И, наконец, победителя определит жюри. Честно предупреждаем, что никакой материальной награды для автора не предусмотрено. Только слава, почет и внутреннее удовлетворение от того, что принес в родной язык новое слово. А это, согласитесь, дорогого стоит.