По индивидуальному заказу
Как с помощью домашнего текстиля персонализировать пространство
Персонализация станет основным фактором успеха в ритейле в последующие пять лет, утверждают эксперты McKinsey, а те компании, которые не внедрят этот сервис, потеряют значительную часть выручки или вовсе обанкротятся. Если для фэшн-индустрии индпошив, создание обуви под индивидуальные параметры ноги и вышивка монограммы уже не являются чем-то из ряда вон выходящим, то в сфере домашнего и интерьерного текстиля персонализация только набирает обороты. «Коммерсантъ Стиль» рассказывает о проектах на российском рынке, которые обратились к этой услуге.
Индивидуализированное застолье
Этой осенью авторы интереснейшего онлайн-проекта «Накрой», который помогает историческим российским производствам адаптироваться к современным рыночным условиям, а также возрождающий культуру совместных русских застолий, предложили новую услугу — текстиль с вышивками по индивидуальному дизайну на базе одной из старейших мануфактур — «Елецкие кружева», чьи технологии существуют с XVIII века. Теперь каждый может выступить соавтором в процессе создания столовых салфеток или скатертей с традиционными елецкими вышивкой или кружевом.
Любовь к старинным мануфактурам у авторов проекта «Накрой» — дизайнера Анны Каниной и искусствоведа Маруси Лежневой — началась с путешествий по России, из которых они привозили невероятной красоты текстиль. Скатерть — из Костромы, а кружева — из Ельца. Несмотря на всю художественность и качество изделий, многие текстильные фабрики в России находятся в плачевном финансовом состоянии. В обсуждениях их судеб и родилась идея бизнес-проекта «Накрой».
Анна Канина, сооснователь проекта «Накрой»
— Фабрики мы сначала искали в интернете, а потом звонили туда и спрашивали: можно мы приедем? Приезжали и долго расспрашивали мастериц обо всем на свете, мимоходом изучали образцы и восхищались их уникальностью. К сожалению, функционирующие и выпускающие достойный товар мануфактуры можно пересчитать по пальцам. Есть современные производства, но для нас очень важна история мануфактуры, преемственность поколений и ремесла. Также для нас было важно, чтобы фабрики сами производили свои ткани, а не покупали их в Китае. Сейчас мы сотрудничаем с четырьмя фабриками, которые соответствуют всем нашим представлениям о русской исторической мануфактуре: «Гаврилов-Ямский текстиль» в Ярославской области, «Костромская льняная мануфактура», а также фабриками «Елецкие кружева» в Липецкой области и «Яковлевский жаккард» в Ивановской области.
По словам Анны Каниной, одной из основных причин тех сложностей, которые испытывают фабрики, стала нехватка новых ткацких станков и русского, отечественного сырья. «Раньше лен в России производили в огромных масштабах, а сейчас всего лишь несколько областей занимаются его производством,— отмечает она.— Этого льна хватает только на одну мануфактуру, остальные вынуждены закупать сырье в Беларуси или Китае».
К идее персонализации предпринимательницы пришли тоже сами. Сначала это были вышивки для друзей и близких, затем благодаря нескольким корпоративным заказам они поняли, что услуга может быть востребованной у широкой аудитории.
На сайте «Накрой» можно найти льняные скатерти и салфетки, заказать вышивку с инициалами или значимой символикой, столовые дорожки из хлопка и даже хрустальные фужеры для шампанского, которые отлично вписываются в современный интерьер.
Маруся Лежнева, сооснователь проекта «Накрой»
— Особенность русского традиционного текстиля, яркого и самобытного, выражается в цветах. Русский текстиль — это Малявин в ткани, орнаменты узнаваемы — это касается и тончайшего елецкого кружева, и гаврило-ямских скатертей с красными петухами. Хотя у нас есть и более спокойные вещи, в скандинавском или итальянском стиле, но это тоже русский стиль, потому что русское на самом деле разное — страна у нас очень большая.
Именной сон
Название бренда 8 horas of silk, специализирующегося на шелковых аксессуарах для сна с дизайнерскими принтами, переводится с испанского, как «8 часов шелка» — именно такое количество часов эксперты считают оптимальным для здорового сна. У основательницы проекта Зили Мардеевой это второй бизнес. Первым было производство и продажа дизайнерских аксессуаров для путешествий The Meshok. Образование дизайнера и любовь к работе с качественными тканями подтолкнули ее изучить практическое применение шелка. «На сон мы тратим около трети своей жизни, ночью наша кожа постоянно соприкасается с постельным бельем, поэтому вполне логично, что от его качества во многом зависит и качество самого сна»,— говорит Зиля Мардеева.
В отличие от хлопка, шелк не впитывает в себя уходовые средства для лица и волос, благодаря чему вся польза крема или сыворотки достается коже, а не подушке. Волосы не трутся и не путаются, а скользят по идеально гладкой поверхности, в результате чего выглядят блестящими и ухоженными. Кроме того, шелк — материал гипоаллергенный, в нем не заводятся пылевые клещи и бактерии. Из-за этих свойств дерматологи рекомендуют сон на шелке для профилактики и в комплексном лечении проблем с кожей, в том числе акне. Важное примечание: в этом случае менять наволочку нужно раз в три-четыре дня, а при обычном использовании — раз в неделю.
Для производства шелковых наволочек, масок и резинок необходим шелк с определенными показателями — плотностью и гладкостью. Лучшим здесь считается сорт Mulberry: он создается из коконов тутового шелкопряда (Bombyx mori), выращенного в искусственных условиях. И это как раз тот случай, когда «окультуренный» вариант ценится гораздо выше его «дикого» аналога. Этой осенью к наволочкам и маскам добавились тюрбаны для сушки волос и рукавички для пилинга, образуя полный шелковый набор ухода за собой.
Зиля Мардеева, основательница бренда шелковых аксессуаров 8 horas of silk
— Во всем мире наиболее распространен шелк плотностью 16 момми, однако такой плотности недостаточно для того, чтобы изделия служили долго и выдерживали многочисленные стирки. Поэтому мы целенаправленно искали поставщиков в Китае, которые производят высококачественный шелк плотностью 22 момми. Получив множество образцов и испытав наволочки на себе, мы отдали предпочтение двум-трем поставщикам, с которыми работаем теперь на постоянной основе.
Производство организовали в Москве. Для Зили Мардеевой это было делом принципа: хочешь тщательно контролировать качество изделий — делай это сама. Пандемия для ее бизнеса стала своеобразным драйвером — для продаж, но сложным временем для производства.
— Люди стали больше времени проводить дома, возможности посещать косметолога не было. Соответственно, все начали искать новые способы ухода за собой в домашних условиях. Шелковые наволочки и маски как пассивный, но действенный уход за кожей и волосами за время для сна пришлись как нельзя кстати.
Чтобы ненароком не взять подушку партнера, можно заказать в верхнем углу наволочек именную вышивку в цвет материала, которая не будет слишком бросаться в глаза, но элегантно подчеркнет всю красоту индивидуализированного ритуала отхода ко сну.