Индустрия развлечений готовится к худшему

Как представители сферы искусства выживают во время коронавируса

Московские власти пока не вводят полный локдаун, но существенно ограничивают индустрию развлечений. Так, столичные музеи могут продавать билеты только онлайн. Руководители учреждений культуры, со которыми поговорил “Ъ FM”, отмечают, что это скажется на потоке посетителей и, как следствие, на выручке. Но эти меры позволят музеям оставаться открытыми, чего нельзя сказать о компаниях, которые организуют концерты. Там потери от ограничительных мер исчисляются миллионами. Как представители сферы искусства выживают во время пандемии? Разбиралась Виктория Феофанова.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Московские музеи и театры закрывают кассы. Теперь купить билеты на выставки или постановки можно будет только в интернете. Мера временная и, конечно, связана с коронавирусом. Новые правила пока относятся только к учреждениям культуры, которые подведомственны московским властям. И получается, что федеральные галереи от этого выиграют, отметила директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Количество посетителей в МАММ с начала пандемии и без нового приказа мэра существенно сократилось, а отсутствие возможности купить билеты спонтанно еще больше урежет доходы: «У нас сегодня ходят в пять, а иногда и в десять раз меньше людей, чем обычно.

По сути дела, мы еле-еле оплачиваем свет в музее.

Смотрители — в основном люди после 65. И мы вынуждены их отправлять на карантин. Соответственно, мне нужно брать новых временных смотрителей. Это дополнительные расходы. И хорошо, что мы пока не закрылись».

Столичная мэрия решила помочь музеям и 19 октября запустит централизованный сервис по продаже билетов на своем сайте. К городской платформе присоединились около 150 площадок. При этом полностью переходить на онлайн-продажу билетов собираются далеко не все музеи. Сокращение количества посетителей и так сильно ударило по выставочной деятельности, подчеркивает директор по коммуникациям Еврейского музея и центра толерантности Нина Дымщиц. Тем более для частных учреждений это не требование, а рекомендация. «В онлайн прямо сейчас мы переходить не будем, посмотрим на динамику последующих дней. Но в целом с 16 июня мы ввели возможность оплатить билеты и через интернет. Но также мы резервируем часть билетов для тех, кому по каким-то причинам неудобно покупать онлайн. Я думаю, что соотношение — где-то 60 на 40. Мы сократили количество продаваемых билетов в два раза от обычного числа. На экскурсии мы принимаем единовременно не более пяти человек»,— говорит Дымщиц.

Кроме введения обязательных электронных билетов, в Москве действуют и другие ограничения. С начала июля по указу Сергея Собянина выставочные и концертные залы не должны быть заполнены более чем на половину. А там, где это необходимо, организаторы обязаны ввести динамическую рассадку. И если музеи готовы сократить поток посетителей, к тому же спроса на такой досуг почти нет, то организаторы концертов всерьез говорят о катастрофе в отрасли. Шахматная рассадка, может, и защищает людей от заражения, но компании от этого требования медленно умирают, подчеркивает генпродюсер компании Ildar Bakeev Entertainment Ильдар Бакеев.

Он рассказал “Ъ FM”, что сейчас продает часть имущества и пытается взять кредит, чтобы остаться на плаву: «Мы отменили все свои концерты. Последние два мероприятия, которые у нас были запланированы в Доме музыки на 6-7 декабря, мы переносим на следующий год. Мы должны вернуть деньги зрителям, рекламщикам. Средства на какие-то другие мероприятия уже потрачены, и вернуть мы их не можем. Все моменты по коронавирусу страховать компании отказывались, поэтому здесь выплат мы тоже не получаем и использовать не можем».

Мировой концертный рынок тоже терпит серьезные убытки — речь там идет уже о сотнях миллионов долларов. Многие компании смогли бы продержаться какое-то время за счет декабря, но если новогодние мероприятия отменят, а корпоративы переведут в онлайн. В итоге выживут единицы, говорит продюсер Иосиф Пригожин: «Я думаю, что российский рынок потерял в районе 40 млрд руб. как минимум. Расходник, чтобы провести концерт в “Крокусе”, на оборудование и звук без гонорара артисту составляет 15 млн руб. Так что, конечно, убытки сумасшедшие.

Если в декабре все будет закрыто и мы уйдем на полгода на карантин, то индустрии развлечений конец».

Руководители музеев и организаторы концертов, с которыми пообщался “Ъ FM”, предлагают свой вариант работы в пандемию. Они уверены, что если посетители будут соблюдать дистанцию и носить более дорогие маски, которые защищают от вирусов на 95%, то сокращать посадочные места в залах не придется, и отрасль минимизирует потери. Но требование специальных масок — прерогатива властей, и они вряд ли на это пойдут, рассуждают представители сферы искусства. Да и посетители могут не понять.

Какие креативные идеи помогают предпринимателям удержаться на плаву

Смотреть

На днях скандалом обернулась просьба руководства Театра на Таганке к гостям надеть маски. Одна из зрительниц наотрез отказывалась надеть средство защиты на лицо. В итоге ее вывела полиция.

Вся лента