У предпринимателей портится настроение
Бизнес ожидает дальнейшего снижения спроса на услуги
В сентябре настроения предпринимателей относительно их ближайшего будущего ухудшились, следует из мониторинга, представленного сегодня бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Главной трудностью они считают упавший потребительский спрос: более половины респондентов опасаются, что по итогам года он снизится более чем вдвое по сравнению с 2019 годом. На этом фоне в числе необходимых мер поддержки стали также называть отказ от введения повторного карантина.
Очередной мониторинг эффективности мер государственной поддержки, проведенный институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей, показал, что ожидания бизнеса относительно своего ближайшего будущего вновь стали ухудшаться. В сентябре доля владельцев и руководителей компаний (из 3 тыс. опрошенных), оценивающих положение своего бизнеса негативно, достигла 80% (рост по сравнению с августом на 8%).
Так, если в августе 26,2% компаний характеризовали свое положение как «кризис» или «катастрофа», то к октябрю об этом стали говорить уже 29,9% опрошенных предпринимателей.
Половина респондентов указала на снижение финансовых показателей компании. Чаще всего предприниматели называли своей главной трудностью упавший потребительский спрос: об этом говорят 67% опрошенных. При этом чуть более половины респондентов опасаются, что по итогам года спрос на их продукцию и услуги снизится более чем вдвое по сравнению с 2019 годом. Более оптимистичные оценки — сокращение спроса на 20–50% — высказала треть предпринимателей.
Среди других проблем бизнеса, связанных с «коронакризисом»,— невозможность платить налог на имущество или платежи по договору, а также заработную плату и страховые взносы (на это указали 26% опрошенных). Сам фонд оплаты труда, как следует из результатов опроса, может сократиться: около 32% предпринимателей заявили о возможном снижении на 20% по сравнению с 2019 годом. Есть и более пессимистичные оценки — сокращение вдвое (24%) и даже в пять раз (21%) и более (18%). Только 6% респондентов прогнозируют рост фонда оплаты труда.
Наиболее востребованной мерой поддержки предприниматели по-прежнему считают снижение налоговой нагрузки (70%). При этом на фоне опасений, что в стране вновь могут быть введены ограничительные меры из-за роста заражения коронавирусом, бизнес стал говорить и о важности продолжения работы самих компании.
Так, 68% опрошенных заявили, что «лучшая мера поддержки — не закрывать бизнес на карантин».
В случае повторного введения ограничений большинство предпринимателей (74%) оценивают свои шансы на выживание на 50% и ниже.
Из них 17% уверены, что не смогут пережить второй карантин. Готовы к возможным ограничениям оказались только 9% респондентов.
Следующие по популярности меры поддержки — льготные кредиты (35% ответов), стимулирование спроса (28%), субсидирование арендных ставок (27%) и поддержка сохранения занятости (26,4%).