Александр Филиппенко
Читает Сашу Филипенко
О фестивале Balkon, прошедшем при поддержке Газпромбанка, «Ъ-Инициативы» — пользуясь блатом и близостью к великому актеру — попросил рассказать Александра Филиппенко.
Сейчас все бесконечно напоминает про возраст — нельзя на метро и нельзя в театр, нельзя жареного и мучного... Поэтому особенно хочется делать что-то новое, интересное и обязательно с теми, кому можно и в метро, и в театр! Еще в 2019 году (кажется, что это было лет десять назад) я учил новую программу — рассказы молодого беларуского автора Саши Филипенко (не родственник и даже не однофамилец — он с одной «П»). Еще до морально-этической революции в Беларуси мы отбирали трогательные и смешные, глубокие и ироничные Сашины тексты про Минск. Тут на нас всех обрушился этот карантин — закрылись театры, концертные залы… И честно говоря, подкрадывался страх…несмотря на оптимизм дирекции «Гоголь-центра» и Театра Моссовета, где я играю… Было не по себе. Тогда неожиданно пришло предложение сняться в проекте «Балкон». Конечно, я оказался там «по блату» — этот проект делала моя дочь Александра со своими чудесными друзьями, Петром Новиковым и Владимиром Пилосяном. Они бесстрашно продолжили проект вопреки всему и показали высший пилотаж во всех смыслах, ведь снимали видео дистанционно — на квадрокоптеры! Вот уж действительно новый для меня опыт — сниматься не на традиционную кинокамеру, а на летающее нечто… И раз уж новое — я решил идти до конца и читать не обычный свой репертуар, а новую программу: Александр Филиппенко читает Сашу Филипенко. Так и состоялась премьера!
Меня снимали на даче в Переделкино. Сначала было очень непривычно — ребята (съемочная группа) все в масках и перчатках, ко мне не подходили, петличку вешали чуть ли не щипцами! Оператор висел на какой-то особенно шаткой лестнице. Собаки носились вокруг квадрокоптера, пытаясь его изловить,— было очень весело и необычно. Сашу снимали в Петербурге, на балконе его дома, и тоже не без приключений — настоящий петербургский балкон какой должен быть? Правильно, по-петербургски шаткий… Так что мало того, что оператору квадрокоптера нужно было изловчиться и не угодить кому-нибудь в окно в узком дворе-колодце, так еще и Сашу чуть ли не за ноги держало все его семейство, чтобы он не угодил вниз вместе с балконом.
Что меня более всего поразило — результат! В результате у нас получилось прекрасное произведение! И уже не так страшно, что все вокруг напоминает про возраст — ведь есть такие проекты, как «Балкон». Который, я надеюсь, будет продолжаться и дальше, ведь это радость не только для зрителей, но и для актеров. А что нужно актеру — нужно работать! Актер должен каждый день выходить на сцену, даже если эта сцена — собственный балкон.
Balkon — первый в своем роде московский фестиваль, который превращает городские балконы в театральные сцены, в этом году прошел в формате онлайн. Участие в проекте приняли Ирина Горбачева, Юлия Высоцкая, Артем Ткаченко, Павел Деревянко, Максим Виторган, Александр Филиппенко и другие артисты. С 15 мая по 15 июня, посещая страницы социальных медиа фестиваля, зрители могли посмотреть поэтические спектакли и прикоснуться к истории театра — от истоков площадного искусства до новейших форматов.