АЛРОСА принесла крупную добычу
И накопила впечатляющие запасы алмазов
Алмазно-бриллиантовая отрасль показала признаки восстановления в третьем квартале. Об этом свидетельствуют результаты АЛРОСА, добыча которой в третьем квартале относительно второго выросла на 62%, продажи — в восемь раз, а выручка — почти в семь. При этом от результатов прошлого года показатели все еще отстают. Цена продажи падает и, по оценкам аналитиков, продержится на низком уровне в течение некоторого времени. Созданные АЛРОСА запасы в 30 млн карат создают риски избытка предложения в будущем, который рынок сможет освоить, если спрос выйдет хотя бы на уровень 2019 года.
АЛРОСА на фоне восстановления мирового рынка продаж значительно увеличила в третьем квартале года добычу алмазов. Согласно сообщению компании, компания добыла 9,2 млн карат, что на 62% больше, чем во втором квартале года. Но в сравнении с тем же периодом прошлого года за девять месяцев 2020-го объем добычи алмазов сократился на 23%, до 22,9 млн карат. Запасы алмазов на конец квартала, пишет АЛРОСА, увеличились до 30,6 млн карат.
Последние два месяца наблюдается восстановление рынка.
Если в июле АЛРОСА продала сырья на $35,8 млн, то в августе и сентябре уже на $216,7 млн и $336 млн, что даже больше августа—сентября относительно спокойного 2019 года. АЛРОСА сообщает, что ослабление карантинных мер и изменение потребительского поведения в пользу покупок онлайн увеличили спрос на ключевых рынках в США и Китае. Потребители этих стран покупают все больше ювелирных украшений относительно прошлого года. Гранильный сектор Индии, который до августа был закрыт или работал при низкой загрузке, увеличивает активность на фоне снятия ограничений. По некоторым позициям у огранщиков формируется позитив, что сказывается на восстановлении цен на бриллианты. Однако компания готова говорить о полном восстановлении только по итогам ключевого праздничного сезона в США.
В третьем квартале, сообщила 16 октября АЛРОСА, продажи алмазов выросли в восемь раз, до 5 млн карат квартал к кварталу, но это не сильно улучшило результаты за девять месяцев относительно прошлого года — продажи сократились на 40%, до 15,1 млн карат. Выручка АЛРОСА в третьем квартале составила $589 млн, что в 6,8 раза выше уровня второго квартала, но на 4% ниже в годовом выражении. За девять месяцев продажи составили $1,5 млрд, что на 35% ниже показателя 2019 года.
При этом цена на алмазы падает.
В прошедшем квартале АЛРОСА продавала алмазы по средней цене $133 за карат, что ниже на 34%, чем во втором квартале, и на 2% ниже год к году. Citi прогнозирует, что цены на алмазы будут оставаться на низком уровне в течение некоторого времени, так как это способствует активизации торговли и пополнению запасов в midstream. В четвертом квартале Citi ждет рост продаж при снижении добычи, что способствует снижению стока.
По мнению Бориса Красноженова из Альфа-банка, созданные АЛРОСА запасы в 30 млн карат потенциально создают риски избытка предложения в будущем. Для сравнения: весь рынок алмазов в последние годы оценивался в 130–150 млн карат в год. Эксперт считает, что все будет зависеть от конечного спроса на ювелирную продукцию с бриллиантами и прежде всего — в розничном сегменте. Спрос же будет во многом зависеть от ситуации с пандемией коронавируса и развития технологий онлайн-продаж ювелирной продукции. Позитивным моментом, отмечает эксперт, стало то, что запасы алмазов у огранщиков, оптовых покупателей бриллиантов и производителей ювелирной продукции существенно сократились. При возвращении спроса даже на уровень 2019 года рынок сможет абсорбировать текущий уровень запасов, полагает господин Красноженов.
Аналитики «ВТБ Капитала» отмечают, что благодаря тому, что добыча в третьем квартале оказалась выше ожиданий, АЛРОСА уложилась в свои производственные планы в 28–31 млн карат на 2020 год, но план на 2021 год, скорее всего, будет снижен. Официальные прогнозы до COVID-19 предполагали добычу в 38 млн карат, поясняют аналитики, однако технически будет сложно нарастить ее до этого уровня с 30 млн карат, тем более что у компании уже есть значительные запасы, на формирование которых уже были потрачены средства.