«Почта России» доставит цифру
Госкорпорация будет развивать новые IT-сервисы
«Почта России» решила развивать направление e-commerce. Для этого она стала сотрудничать с четырьмя стартапами из Сколково, чьи сервисы позволяют страховать посылки от потерь, заказывать доставку грузов, вызывать на дом мастера по ремонту и находить IT-специалистов. В госкорпорации надеются, что к 2024 году подобные решения дадут ей 50% выручки. У «Почты» есть логистическая инфраструктура и возможность вести жесткую ценовую политику, но выход в эту нишу запоздалый, считают эксперты.
«Почта России» договорилась о сотрудничестве с четырьмя стартапами из Сколково, сообщил “Ъ” ее представитель. Стартап Insurion занимается страхованием от задержек и потерь посылок, стартап «Союзгруз» — доставкой крупногабаритных товаров, подбирая курьеров по аналогии с Uber, ему компания передаст часть клиентских заявок. «Горсерв» является маркетплейсом бытовых услуг, где можно подобрать мастеров для ремонта техники, сборки мебели и др. По договору с «Почтой» он выполняет заявки, поступающие от ее клиентов и посетителей сайта. С сервисом Geecko, который оказывает услуги по поиску и оценке IT-персонала для компании, «Почта России» подписала договор на кадровое сопровождение своего IT-филиала.
Компания рассчитывает с помощью таких решений довести цифровую выручку, то есть выручку от использования клиентами IT-сервисов, до 50% от совокупной, говорит ее представитель.
По итогам 2019 года цифровая выручка корпорации составила 21 млрд руб., в 2020 году она уже превзошла этот показатель, уточнил он.
Как ранее сообщал “Ъ”, «Почта России» решила вложиться в развитие собственной IT-инфраструктуры и новых сервисов. Ее филиал «Почтовые технологии» минувшим летом начал цифровую трансформацию, планируя к 2021 году удвоить штат IT-специалистов до 1,2 тыс. человек и увеличить их фонд оплаты труда с 1,7 млрд до 2,5 млрд руб. Расширение необходимо для запуска новых проектов, на которые компания потратит 1,5 млрд руб. в течение года. Госкорпорация заявляла о планах инвестировать в развитие мобильного приложения и маркетплейса, услугу по оцифровке входящей почты и другие цифровые сервисы. Кроме того, компания оптимизирует внутренние процессы за счет платформы управления сетью и хранилища больших данных.
«Почта» следует тренду на использование Uber-модели, но компании может быть сложно привлекать клиентов из-за неоднозначности бренда в глазах россиян, считает ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин.
«"Почта России" на фоне многолетних проблем с задержкой посылок и качеством обслуживания ассоциируется с чем-то архаичным и ненадежным»,— говорит он. Впрочем, у «Почты» есть сильные стороны — «это развитая логистическая инфраструктура, что позволяет при необходимости задействовать готовые площади в новых проектах, а также возможность вести жесткую ценовую политику», указывает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов.
На рынке всегда были предложения в сегменте подбора персонала и оказания бытовых услуг, напоминает сооснователь сервиса услуг YouDo Денис Кутергин. Проблемы были в поиске компаний, которые смогут быстро масштабироваться и не потерять в эффективности. «Успех подобного сотрудничества выливается в дальнейшее поглощение, и, если «Почта России» через время после тестирования продолжит развивать сотрудничество со стартапами, наличие такого стратегического инвестора на рынке будет только плюсом»,— считает он. Заместитель гендиректора по связям с индустрией Ozon Мария Заикина говорит, что партнерство со стартапами дает быстрый вход в новые цифровые сегменты, а ресурсы компании позволят быстро масштабировать идею предпринимателей. Вокруг интернет-платформ формируется огромная экосистема компаний и сервисов, которые могут быть востребованы и крупными заказчиками, и небольшими предпринимателями, которые только начинают работу с электронной коммерцией, особенно это актуально для небольших городов, указывает она.