Конран-завоеватель
Об основателе лондонского Музея дизайна
Один из самых влиятельных дизайнеров нашего времени, сэр Теренс Конран скончался в сентябре этого года на 89-м году жизни. Человек воистину разносторонний, он был наделен не только художественным талантом, но и деловым чутьем — мог и спроектировать кресло, и построить небоскреб, и создать ресторанную империю. И не только это: на счету дизайнера-предпринимателя десяток успешных начинаний во многих сферах, объединенных высокой миссией — заставить упрямых британцев жить лучше.
Основатель сетей магазинов Habitat и The Conran Shop, сооснователь лондонского Музея дизайна, Елизавета II посвятила его в рыцари, а Питер Гринуэй снял о нем кино. Теренс Конран умел генерировать идеи и с блеском воплощал их в жизнь. И в роли инвестора он также выступал сам. Открывал новое дело, покупал, продавал, вкладывал, наращивая и сбавляя обороты, но неизменно — видя цель и не зная препятствий.
Конран всегда знал, чего хочет. Он родился в обеспеченной семье и получил прекрасное образование. Юношу отправили в Центральную школу искусств и дизайна в Лондоне, ставшую предтечей Saint Martins, главного творческого вуза Великобритании. Однако он оставил учебу, без колебаний променяв студенческую скамью на идеальный старт карьеры. В 1951 году Конрана привлекли к проектированию на тот момент крупнейшего в мире воздушного судна — гидроплана Princess, что требовало от него полной самоотдачи. Рискованный шаг оправдался сполна — уже через год дизайнер открыл собственную мебельную фирму и на волне офисного бума начал продавать сборную корпусную мебель, обеспечив себя стартовым капиталом. В шестидесятых мир стремительно менялся, и вместе с новым образом жизни должны были измениться и дома британцев. В 1964 году Теренс Конран открывает первый магазин сети Habitat по продаже предметов интерьера, которая вскоре разрослась до европейского гиганта ранга Ikea.
Стиль Habitat стал ответом на запрос времени: люди хотели покупать что-то яркое, необычное и вместе с тем практичное, удобное и за разумные деньги. Дизайнер многое проектировал сам, а также покупал и заказывал авторские коллекции у других фирм. В его магазинах можно было найти лаконичный торшер или легендарное кресло Matador с характерной заостренной формой подлокотников и спинки, мебель четы Имз, вошедшую во все учебники дизайна, и оригинальные постеры с картинами ультрамодных художников. Сеть Habitat быстро стала империей, ведь эти интерьеры были рассчитаны на всех и каждого. «Я делаю мебель, которую не только хочется купить,— говорил Конран.— Главное — вы можете себе это позволить». Удобная, качественная мебель для современного дома — так можно охарактеризовать парадигму Конрана. Помимо прочих своих многочисленных проектов он основал и собственное издательство Conran Octopus и выпустил не одну книгу, которая может послужить практическим руководством для преображения интерьера. Самая известная из них, бестселлер «О цвете», до сих пор в открытой продаже. Дизайнер призывал не копировать чужие, а создавать свои, индивидуальные интерьеры, учил проявлять фантазию и не бояться экспериментировать. Сама экспозиция Habitat, новаторская для середины прошлого века, как бы подводила посетителя к покупке (принцип продаж также внедрен Конраном): сначала презентационный зал, собственно шоурум, где собраны готовые интерьеры как примеры возможного оформления, а затем склад с готовой к отгрузке мебелью. Вам понравился образ из шоурума, вы подумали, что и как впишется в ваш интерьер, и тут же взяли на складе выбранный товар.
В конце 1980-х на британский рынок вышла Ikea, а Конран переключился с Habitat на свою новую компанию, как бы мы сейчас сказали — концепт-сторы, The Conran Shop, где продавались предметы обстановки уровня арт-объектов. Магазины предлагают эффектные вещи и эксклюзивные линии мебели и аксессуаров. Так, компания выпускает совместную линейку с британским дизайнером Томом Диксоном.
Творческое кредо Конрана можно охарактеризовать одной фразой, которую он любил повторять: «Хороший дизайн — это 98% здравого смысла и 2% эстетики». Этого принципа он придерживался не только в дизайне, но и в бизнесе. Зарабатывая, он постоянно вкладывал, покупая и перепрофилируя недвижимость. Так возникла его ресторанная империя. В общей сложности его холдингу (49% акций Конран продал в середине 2000-х) принадлежало 35 ресторанов, из них десять в Лондоне. Спроектировал же он больше полусотни, впоследствии обобщив свой опыт в настольной книге для b2b-дизайнера «Первоклассный ресторан: идея, создание, развитие» (также до сих пор в продаже). Он начал открывать кафе и бары в 1950-х, желая приобщить британцев к принятому на континенте формату easy living. Его заведения (интерьеры проектировал только сам) отличались непринужденной атмосферой и сервисом. Сюда можно было забежать на чашку кофе или заскочить в обед за сэндвичем: быстро, вкусно и недорого. Любимое детище — ресторан Bibendum в Челси, работающий с 1986 года, решен в более респектабельной стилистике, но интерьер в светлых тонах не давит, не диктует линии поведения. Ресторан находится в здании, которое принадлежит компании дизайнера. В свое время он его выкупил и отреставрировал. Тут расположены офисы в аренду и магазины, включая The Conran Shop. Недавний проект — ресторан Boundary в Шордиче — еще одно воплощение бизнес-модели от Конрана. Здание в собственности, помимо ресторана здесь размещаются отель, магазины и прекрасная летняя веранда на крыше, одна из самых популярных в городе.
Конран не раз выступал в роли соинвестора девелоперских проектов, а какие-то вел сам — силами своей архитектурной фирмы Conran & Partners. Из последних успехов в этом направлении — реновация башни под апартаменты в Барбикане (район Лондона) и застройка целого квартала в Токио, предполагавшая создание с нуля и жилого фонда, и всей инфраструктуры, включая парки и променады.
На 50-летний юбилей королева посвятила дизайнера в рыцари, а в 2012 году он был удостоен высокой награды — медали принца Уэльского за филантропию в поддержку искусства (The Prince of Wales Medal for Arts Philanthropy). Таким образом был отмечен его выдающийся вклад в развитие британских арт-институций. Прежде всего идет речь идет о лондонском Музее дизайна, патроном, инициатором и бессменным спонсором которого был Конран. В 1980-х он задался целью представить в одном месте все лучшее из новейшей истории дизайна и продвинул идею открытия музея. (Стоит ли говорить, что силами своих фирм он купил и отреставрировал для него здание.) В последующие годы постоянно помогал собранию финансово, считая, что музейная коллекция должна отражать все достижения эпохи. «Музеи — это не только прошлое, но и настоящее,— говорил Конран.— Я хочу, чтобы люди видели, чем живет дизайн сегодня. Чтобы о достижениях нашего дня говорили не меньше, чем об античности или Ренессансе».
Последние годы сэр Конран проводил в поместье в Беркшире. Не сказать чтобы он отошел от дел. Так, у Conran & Partners в работе 19 текущих гостиничных проектов только в Азии. Но на собственном примере показывая, что жить со смыслом — неплохая идея, дизайнер старался больше времени уделять радостям бытия (он был известен как знаток вина и сыров), а также открыл рядом с домом столярное производство (компания Benchmark). «У меня осталось не так много времени,— говорил он.— Я хочу видеть свои идеи воплощенными в жизнь не через месяц, а здесь и сейчас».